КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж», преподаватель, Саранск
Совершенствование принципов личностно-ориентированного обучения на занятиях
русского языка и литературы.
«Ученье, лишённое всякого интереса
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдёт».
К.Д. Ушинский
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования.
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса,.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. В образовании потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении;
- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Поиски новых средств обучения студентов привели к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Вопросы заставили нас в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которому мы отдаем годы работы. Русский язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему приходится сегодня учить студентов. Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас перед нами задача сложнее: стать современным преподавателем современного учащегося, помочь детям выйти из учебных заведений в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...
Новые подходы в преподавании и обучении позволяют так организовать учебный процесс, что студенту занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно о таком занятии говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом учебного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда преподавателя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к слову. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. Поэтому в своей работе мы нередко сталкиваемся с тем, что некоторые студентами не усваивается материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности обучающегося, а внутренние обусловлены его психологическим складом. Перед нами стоит задача как способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого студента получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у студентов интерес к предмету. И в этом мне помог курс третьего базового обучения по новым подходам.
Что же такое «новые подходы в преподавании и обучении» и в чём его особенности? Актуальность данной программы заключается в том, чтобы студенты научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, само мотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка преподавателе самостоятельного постижения смысла студентом. Этот подход предполагает участие в процессе обучения и самого студента. То есть студент становится ответственным за свое обучение. Содержание программы основано на 7 модулях: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями студентов, управление и лидерство в обучении.
Для результативности обучения необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как студент умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Организация уроков русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект обучающегося. Преподаватель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у студентов формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске студентов собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что обучающиеся оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства преподавателя и студента. Реализовать эти принципы на занятиях русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного занятия является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Как сделать занятие русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. В этом хороши подходы критического мышления, диалоговое обучение, ИКТ, позитивный настрой, тренинги, самооценивание учащихся и рефлексия. Подходы критического мышления используются в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволило не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание студентов остается устойчивым на протяжении всего занятия, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». То есть студент тянется к той деятельности, в которой он порождает, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности. Субъекта деятельности можно сформировать только соответствующим методом педагогической деятельности. Таким методом является коллективный диалог.
Первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагогов со студентами. Преподаватель-диалогист хочет и умеет общаться с обучающимся, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение студента. Побуждающий диалог – это «экскаватор» , который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А. Эйнштейн писал: «Формирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение». В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации.
Таким образом, диалог, обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития студента как субъекта.
. Общение и диалог становятся основой всех занятий. Необходимо организовать рефлексивную деятельность, так как она позволяет студенту осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности.
Таким образом, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы со студентами: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности.
Литература
1. Хахалева Н.Н. Русский язык в школе.// 2001 № 1 стр.13-18
2. Шафрин Ю.А. «Информационные технологии» в 2-х ч. М. «Бином», 2014
3. Ягудина Р. И. Принципы личностно-ориентированного обучения// Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 89-91.
|