Главная » Статьи » Остальное

Речевая культура педагога как отражение его личностной и профессиональной культуры
КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА Речевая культура педагога как отражение его личностной и профессиональной культуры «Заговори, чтобы я тебя увидел», — сказал Сократ более двух тысяч лет назад. Это высказывание философа говорит о значимости культуры речи для каждого человека. Но к речи педагога предъявляются еще более высокие требования, т.к. это его визитная карточка: насколько грамотно он говорит, зависит его успех в педагогической деятельности. И именно поэтому развитие речевой культуры студента - будущего педагога является важным направлением в его профессиональном становлении. Что же подразумевает понятие «культура речи»? Это словосочетание, по мнению Б.Н. Головина, применяется в следующих значениях. Во-первых, культура речи - это раздел филологической науки, устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Во-вторых, культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Правильность- необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами. Особое положение правильности речи возводит это качество в определяющий уровень речевой культуры. Это дает повод считать основным понятием учения о речевой культуре понятие литературной нормы. Древние ораторы отмечали, что правильность – необходимое и естественное условие хорошей речи. В современных пособиях по практической стилистике и культуре речи характеристика правильности всегда сопровождается замечаниями: «основное, но не единственное», «главное, но есть другие», «правильно», - « хорошо, но мало» и т.п. Исследователи выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект - нормативный. Культура речи, прежде всего, предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца. Однако одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь удовлетворяла всем потребностям коммуникации. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели, так как норма не затрагивает важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Поэтому вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность - это умение находить в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий - этический аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы, оскорбляющие достоинство участников общения. Не случайно усвоение языка начинается человеком с момента его появления на свет и продолжается почти всю жизнь. Одни говорят, другие умеют разговаривать. Противопоставление явлений действительности, стоящих за этими по значению глаголами речи, ощущалось и народом, обсуждалось и мастерами слова В.Г.Белинский обращает внимание на то, что умение говорить – это «дар природы». Чтобы дар природы развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы», необходимо знание. Если есть знания, человек говорит правильно, считает В.Белинский. Анализирующий «Грамматику русского слова…» Калайдовича, который утверждал, что « грамматика есть наука и искусство говорить правильно». Говорение, существующее по Белинскому, в трех ипостасях как дар, как наука и как искусство, первой своей ипостасью входит в область психофизиологическую, второй и третьей – в область социальную. «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают»; «Люди, которые легко говорят, но трудно понимают»; «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают, потому что их мысли хуже их слов, а чувства хуже их мыслей»; «Люди, умеющие открыть рот, не умеющие закрыть его», - высказывался по этому поводу Ключевский. Очевидно, что он соотносит способность «разговаривать» с самой мыслью думать. Он видит в этой способности показатель интеллекта, отражающего возможность адаптироваться к окружающей среде. Между тем, в последние годы тревожит растущее пренебрежение к соблюдению норм культуры речи, этики общения в ежедневном взаимодействии как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи, а также в средствах массовой информации. Серьезную тревогу вызывает засорение русского языка неоправданными заимствованиями иностранных слов и выражений, увлечение неформальной лексикой (жаргоном, сленгом), вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устном и письменном оформлении речи, чрезмерное увлечение Интернет-языком, который является не только источником информации, но и способом общения. Здесь хочется говорить не о развитии речевой культуры и вообще русского языка, а о сохранении таковых. Поэтому развитие речевой культуры у студентов должно быть важным направлением деятельности образовательных учреждений. Нас тревожит сокращение количества часов на изучение русского языка и культуры речи в федеральных государственных стандартах нового поколения. Поэтому внеурочную работу строим следующим образом: проводим культурно-просветительские и научные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы в колледже, большое внимание уделяем развитию устной и письменной культуры студентов. Стало традиционным проведение научно-практических конференций с участием студентов всех курсов. Также традиционным стало проведение колледжских и Республиканских олимпиад по русскому языку, что также дает определенные результаты. Студенты выпускных групп успешно и грамотнее строят свои выступления на государственной итоговой аттестации, различных конференциях, защите исследовательских проектов. Преподаватели и студенты являются активными участниками и победителями литературно-музыкальных гостиных, конкурсов чтецов, поэтических конкурсов и конкурсов рассказов. Подобные мероприятия имеют особое значение, т.к. язык сегодня рассматривается не только как средство коммуникации, но и как важнейший фактор воспитания. Знание структуры языка и умение использовать языковые средства в собственной речи являются не только показателем гуманитарной культуры человека, но и развивают восприятие родного языка как эстетической ценности, воспитывают любовь и уважение к русскому языку, русской культуре, родной стране.
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (07.11.2017)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar