Новые подходы в обучении на уроках
русского языка и литературы.
Обучать — значит вдвойне учиться
Жозеф Жубер.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. В образовании потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении;
- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Поиски новых средств обучения студентов привели к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Вопросы заставили нас в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которому мы отдаем годы работы. Русский язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему приходится сегодня учить студентов. Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас перед нами задача сложнее: стать современным преподавателем современного учащегося, помочь детям выйти из учебных заведений в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...
Новые подходы в преподавании и обучении позволяют так организовать учебный процесс, что студенту занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно о таком занятии говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом учебного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда преподавателя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к слову. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. Поэтому в своей работе мы нередко сталкиваемся с тем, что некоторые студентами не усваивается материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности обучающегося, а внутренние обусловлены его психологическим складом. Перед нами стоит задача как способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого студента получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у студентов интерес к предмету. И в этом мне помог курс третьего базового обучения по новым подходам.
Что же такое «новые подходы в преподавании и обучении» и в чём его особенности? Актуальность данной программы заключается в том, чтобы студенты научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, само мотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Пажарес (1992) утверждал, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка преподавателе самостоятельного постижения смысла студентом. Этот подход предполагает участие в процессе обучения и самого студента. То есть студент становится ответственным за свое обучение. Содержание программы основано на 7 модулях: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями студентов, управление и лидерство в обучении.
Для результативности обучения необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как студент умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Организация уроков русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект обучающегося. Преподаватель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у студентов формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске студентов собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что обучающиеся оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства преподавателя и студента. Реализовать эти принципы на занятиях русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного занятия является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Как сделать занятие русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. В этом хороши подходы критического мышления, диалоговое обучение, ИКТ, позитивный настрой, тренинги, самооценивание учащихся и рефлексия. Подходы критического мышления используются в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволило мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого психологом школы, 100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». То есть ребенок тянется к той деятельности, в которой он порождает, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности. Субъекта деятельности можно сформировать только соответствующим методом педагогической деятельности. Таким методом является коллективный диалог.
Под коллективным диалогом мы будем понимать такой метод педагогической деятельности, при котором:
-педагогической целью является реализация ценностных связей между педагогом и ребенком;
- содержанием совместной деятельности являются постановка и решение общих задач, создание проблемных ситуаций;
- типом педагогической деятельности является лидерство: педагог-лидер, дети-соисполнители;
- стиль общения учителя с детьми характеризуется как доверительно-диалогический: доброжелательность, открытость, естественность, отзывчивость педагога в общении с детьми;
- педагогической формой является урок-наблюдение
Первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагогов с детьми. Учитель-диалогист хочет и умеет общаться с ребенком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребенка. Побуждающий диалог – это «экскаватор» , который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А. Эйнштейн писал: «Формирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение». В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации.
Если постановка учебной задачи проходит в форме побуждающего диалога, то её совместное решение – в форме подводящего диалога, который можно сравнить с локомотивом, движущимся к новому знанию, способу действия. Фронтальной дискуссии может предшествовать выдвижение и обсуждение гипотез в группах. Дети объединяются в группы, выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому-то единому мнению. Затем каждая группа высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других. Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на флипчарте и затем с комментариями представила её классу. В дальнейшем идет обсуждение выдвинутых группами версий. Данный подход имеет следующие преимущества: выше вовлеченность детей в совместную деятельность (во фронтальной работе часть детей все равно «выпадает»); выдвигаемые версии более «наглядны», продуманы и отточены, что позволяет более организованно провести этап обсуждения версий. Диалоговые ситуации – это ситуации, в которых учитель не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность, а ребенок действует сам.
Таким образом, диалог, обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития ребенка как субъекта.
Педагог включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно так же, как ученик. Возникает необходимость «взращивания» рефлексивных способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны рефлексией. Общение и диалог становятся основой всех уроков, способом жизни детей и взрослых. На мой взгляд, необходимо организовать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у школьников. Она может протекать только в обстановке , если, каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Таким образом, учителю нужно выстроить учебный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным.
Практика убеждает в том, что способы рефлексии могут быть однотипны. Дети, решая учебную задачу на уроках, отделяют «знаю» от «не знаю», Такие же задачи решает и педагог, определяя границы своих возможностей, действуя по формуле «я знаю, что я это умею или не умею».
Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. Основная функция учителя сегодня – направляющая. Обучающийся и преподаватель выступают при таком подходе в качестве равноправных партнеров образовательного процесса, происходит изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, переход от авторитарного к демократическому. Но, наверное, недостаточно просто провозгласить этот лозунг по изменению стиля. Важно понять, что стоит за этими словами: что должно измениться в подходах к постановке целей занятий, в подборе материала для занятий и приемов введения информации, в выстраивании взаимоотношений между преподавателем и учеником? Если учитель хочет воспитать творческую, самостоятельно думающую, сомневающуюся и умеющую принимать решения личность, то он должен поощрять это в своих учениках, давать возможность ошибаться, стимулировать самостоятельную работу учащихся, побуждать их к принятию решений, и ответственности за свои решения.
|