Личностно-ориентированный подход в адаптации студентов.
Дари себя детям!
Из «Заповедей»
Ш.А. Амонашвили
Трудности в адаптации студентов, на мой взгляд, в первую очередь заключается в смене учебного заведения, а также в смене коллектива, в требованиях преподавателя. В продолжительности занятия.
Как правило, всех студентов можно разделить на три категории. Первая-это те, кто легко адаптируется в любом коллективе, вторая-это те, кто адаптируется через определенное время и третья-это те, кто тяжело адаптируется. При подготовки к занятиям задача преподавателя состоит в том, чтобы он учитывал эти особенности студентов и с учетом этого, разнообразил формы, методы и приемы своей работы, создавал условия для познавательной активности студентов, для проявления интереса к предмету, для адаптации студентов в новом учебном заведении.
Процесс обучения на данном этапе нужно строить на личностно-ориентированном подходе к студентам, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию, для развития и совершенствования личности студента.
Исходя из этого определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности студента:
а) создание ситуации успеха (на каждом занятии студент должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны преподавателя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих студентов);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу студентов;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом студенте уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одногруппниками, родителями через внутриколледжские олимпиады, кружковую работу, участие вовнеурочных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого студента видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого студента (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым студентом посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. Это раскрывает внутренний потенциал студентов, помогает ему в адаптации.
В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности преподавателя и студента: занятия – семинары, занятия – практикумы, занятия - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких занятиях самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать занятие интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Совместная деятельность преподавателя и студента воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.
Мир студентов надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. Поэтому в свою работу нужно включать новые способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы студент мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированное занятие предоставляет огромные возможности для решения этих задач и помогает ускорить процесс адаптации студентов.
|