Главная » Статьи » Конспекты уроков |
Тема урока: "Деловой этикет" То, что я слышу, я забываю, Конфуций Цели урока:
Задачи:
ХОД УРОКА Язык не только важнейшее средство человеческого общения и орудие мышления и познания. Язык в известном смысле – это наш дом, наше духовное жилище. И если не любить и постоянно не обустраивать свой дом, то ведь не воспитать любви к нему новых поколений, не пробудить в них высокого чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей культуры, своего языка. 1. Прошу учащихся написать заявление на имя директора школы с просьбой принять на занятия элективного курса. (Эти заявления мы на время откладываем, вернемся к ним позднее, когда будем говорить о деловых бумагах). 2. Итак, этикет. Что это такое? Смотрим, как объясняют это понятие словарь С.И.Ожегова В.И.Даля:
3. Выступление учащегося Слово этика – греческое, образованное от ethikos – касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения. Этика – учение о морали и, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу. Этикет (фр. Etiquette) в переводе на русский язык означает «ярлык», «этикетка». Этикет – это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Этикет подчинён сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей. С помощью этикета можно измерить отношения между людьми: отношения близкие или далёкие, тёплые или прохладные, дружеские или натянутые, равные или неравные. Общаясь с людьми, мы так или иначе оцениваем отношения с ними, подводим эти отношения под определённый тип, регулируем их, и помогают нам в этом средства этикета. 4. Выступление учащегося: «Из истории делового этикета» Основы современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра 1, вобравшем в себя лучший отечественный и зарубежный опыт. «Генеральный регламент» вышел в 1720 году. А ещё в 1715 году Пётр1 послал своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения коллегиальной системы управления и возможности её использования в России. Посланники Петра 1 собрали материалы и представили доклады об устройстве коллегий в этих странах. Изучив материалы, за образец взяли шведские коллегии и решили вводить систему коллегиального управления постепенно, учитывая особенности российского государственного строя. В 1722 году был издан «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательно вплоть до 1917 года. 5. Деловой этикет – установленный порядок поведения в сфере бизнеса и в сфере деловых контактов 6. Деловой человек. Каков он? Отметьте качества, которые, на ваш взгляд, являются личностными качествами делового человека:
7. Выступление учащегося: «Из истории русского этикета» До революции в России издавалось много книг, в которых излагались правила хорошего тона. Ещё в 16 веке был издан «Домострой» – свод правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к власти, церкви, семье и слугам. В бурную эпоху Петра 1ломка традиций старой Руси сопровождалась ломкой старого этикета. Чтобы сломать патриархальный уклад, мешающий сближению России с цивилизованной Западной Европой, Пётр 1 вводил новые правила поведения. В 1717 году по инициативе Петра 1 была создана книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Давая советы, авторы поясняли личностную ценность этих правил. Учтивость и вежливость нужны не только тем, с кем молодой человек общается, но и ему самому, так как «лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван» 8. Давайте вспомним слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Как всё это звучит современно и актуально! 9. Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики. Из всего большого списка ситуаций делового общения мы рассмотрим формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров, выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики:
Как обратиться к официальному лицу? Принято говорить: Простите…, Извините…, Будьте добры…, Будьте любезны…, Скажите, пожалуйста…, К подчёркнуто вежливым обращениям относятся выражения: Простите за беспокойство…, Не будете ли вы так любезны… После этих слов возможны следующие обращения: Товарищ милиционер…, Секретарь…, Директор…, Господин Сидоров…, Госпожа Иванова…(если известна фамилия официального лица, официальное обращение), Гражданин…, Гражданка…(обращение, употребляемое в государственных учреждениях). Как закончить официальный разговор?
10. Выполните задания: 1. Как вы обратитесь к: секретарю приемной комиссии института, в которой вы собираетесь поступать, с просьбой перечислить необходимые для допуска к экзаменам документы; 2. Обратитесь к незнакомым лицам, если вы звоните: в справочное бюро аэропорта, железнодорожного вокзала; – на работу вашего отца, матери, в поликлинику, где будете проходить диспансеризацию, медицинскую комиссию; в приемную комиссию техникума с просьбой узнать результаты экзамена по истории; на курсы иностранного языка, где бы вы хотели заниматься. 3. Дополните выражения, учитывая условия, в которых могут они быть произнесены: – Вы не могли бы уделить мне…(в отделе кадров организации, куда вас направили на стажировку). 4. Отметьте ошибки в использовании эмоционально окрашенных слов в деловой речи. Мозговали долго и, наконец, нашли решение. В грядущие годы бухгалтер из простого регистратора операций превратился в лицо , облаченное большим доверием правления компаний. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. Необходимо претворить в жизнь наши наметки по выпуску обуви. Этот дом, построенный руками наших доблестных строителей, сдан досрочно. Беда сваливается на голову молодого врача, когда он находится при исполнении своих обязанностей. 5. Отметьте случаи нормативного употребления устаревших слов. Исправьте предложения. Сей случай вызвал немало разговоров на заводе. Я мог бы рассказать, как ломали характер наладчика Николаева. Сколь это ни страшно, у нас нет контактов с этим институтом. Было бы заблуждением уповать только на комитет и думать, что с его образованием недостатки сдует как ветром. Амортизационные начисления надобно проводить ежемесячно. 6. Подберите нейтральные синонимы к словосочетаниям официально-делового стиля: Оказать помощь – помочь, убийство – , 7. Какие диалоги могут состояться в следующей ситуации? В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах; По телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию; В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах и книгах; По телефону , данному в объявлении о курсах иностранного языка , скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию. 8. Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили) – Алло! 9. Ответьте согласием на просьбы. – Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья 10. Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения. – Останьтесь после занятий, мне нужно с вами поговорить 11. Используя данные выражения попрощайтесь: – с секретарем колледжа, училища, куда вы заходили по делам; – с библиотекарем районной библиотеки; с преподавателем, с которым вы разговаривали по телефону. Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили) 10. Пословицы и поговорки об искусстве вежливости – держать марку, – платить той же монетой, – в чужой монастырь со своим уставом не ходи, – не место красит человека, а человек место, –наступать на хвост, – выносить сор из избы… 11. Скажите, о каких людях говорят: – (ему) закон не писан, – белая ворона, –(он) сидит на своём месте, – закручивает гайки, – наступает на ноги, – с него взятки гладки, – умеет растопить лёд. 12. Известно, что успех делового разговора зависит не только от соблюдения правил его проведения, но и от «языкового паспорта» говорящих: обязательным условием культуры делового общения выступает знание норм современного русского литературного языка. Задания: «Языковой паспорт» говорящих: 13. А теперь поговорим о требованиях к служебным документам. Знаете ли вы?
Деловой стиль речи: Основным требованием к языку служебных документов является соответствие нормам и особенностям официально-делового стиля. Каковы особенности этого стиля: Процесс стандартизации деловой речи:
Деловой стиль речи: Языковые средства, лексические средства, фразеология деловой речи, морфологические средства, стилистические особенности.
Языковые средства:
Лексические средства делового стиля: ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК!
Фразеология деловой речи:
Морфологические средства языка:
Синтаксические ошибки делового стиля:
Важно! Если вы владеете «деловыми» словесными формулами и конструкциями, то это позволит вам с успехом разрешить возникающие стандартные ситуации делового общения. Деловые бумаги:
Использована книга «Деловой этикет» Т.С. Кудрявцевой, О.Ю. Шараповой. «Юнвес», Москва, 1 | |
Просмотров: 641 | |
Всего комментариев: 0 | |