Открытое занятие по русскому языку и культуре речи для студентов 2 курса
Тема: «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления».
Разработал преподаватель русского языка и литературы:
Кочергина О. А.
Саранск 2012.
Тема: «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления».
Цели занятия: формирование представления о путях заимствования в русском языке. Изучение особенностей появления заимствований в русском языке.
Обучающая:
-познакомиться с признаками заимствованных слов;
-научиться различать исконно русские и заимствованные
слова;
-закреплять умение видеть и объяснять орфограммы
в словах;
-обучение пользованию словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).
Развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению заимствований в русском языке, обогащение представлений студентов о духовной, нравственной и языковой культуре народа.
Методы и приёмы:
- слово преподавателя;
- устный опрос;
- сообщения студентов;
- работа с учебником;
- выполнение тренировочных упражнений;
- работа со слайдами
- лексические игры;
- самостоятельная работа студентов.
Оборудование:
- презентация по теме;
- высказывания о русском языке и его богатстве;
- раздаточный материал.
Литература:
1. Е.С.Антонова, Т.М.Воктелева Русский язык и культура речи –М.; Гардарики,2004г.
2. Т.В. Потемкина, Н.Н. Соловьева Русский язык и культура речи учебник для студентов средн. проф. учебн. обр. зав.; 3 изд.; испр.-М.: Издат. Центр «Академия», 2007, 320с.
3. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка: 70000 сл. Под. Ред. Н.Ю.Шведовой,-22-е изд., стер.-М.: Рус. яз., 1990г. 921с.
4. Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. Современный словарь иностранных слов Изд. -4-е;-М.: Цидадель-трейд, Рипол классик, 2003г.-960с.
5. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Изд. 2-е, Под. Ред. Чл. Кор. АНСССР С.Г. Бархударова –М.:»Просвящение», 1971г.
6. Современный орфоэпический словарь русского языка.-М.: Астрель: АСТ, 2009.-476с.
Ход занятия
1 слайд
Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь
2 слайд
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский
1. Орг. момент.
Приветствие. Сегодня на занятии мы с вами обобщим способы пополнения лексического состава языка. Но прежде, чем мы познакомимся с ними, давайте вспомним, при помощи, какой лексики пополняется наш язык.? (2мин.)
2. Актуализация уже имеющихся знаний студентов по теме “Лексика”
(8 мин.)
Лексический терминологический диктант: 3 слайд
1.Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой. (8 минут)
1) Все слова языка составляет (лексика);
2) словарный запас одного человека ( лексикон);
3) все слова русского языка имеют свойство употребляться (в прямом и переносном значении);
4) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
5) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
6) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
7) слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);
8) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
9) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
3. Взаимопроверка студентов (6мин.)
У студентов в тетради должна получиться запись: лексика, лексикон, прямое и переносное значение, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы. После чего выставляются баллы.
«5»- 9 прав. отв.
«4»-7 прав.отв.
«3»-5 прав.отв.
«2»-с 4 прав.отв.
4.Обобщение, углубление знаний студентов по теме занятия.
Слово преподавателя мин.
Русская лексика по своему происхождению делится на исконно русскую и заимствованную. Именно этим словам мы и посвятим наш сегодняшний урок
( студенты записывают в тетрадях тему урока)
Беседа
-Вспомним, какие группы слов относятся к исконно русской лексики?
(с общеславянскими, восточнославянскими и собственно русскими корнями).
Работа с учебником(10мин.)
Обратимся к учебнику 1(стр. 73-74) и сделаем краткую запись в тетрадь.
Выполнения тренировочного упражнения №1
4 слайд
Сегодняшний урок я хотела бы продолжить с небольшого стихотворения.
Каждое слово живое,
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы.
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья -
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.
Немало прошло испытаний,
То смысл поменяв, то звучанье.
Слово по вкусу пришлось языку.
- Буду жить у тебя, никуда не уйду!
- О чем это стихотворение?
(о словах, пришедших в язык из других языков, о заимствованных словах)
- Зачем языку вообще нужны заимствованные слова?
(язык с их помощью развивается, т.е., заимствование можно считать одним из способов заимствования узнать, как с помощью заимствованной лексики обогащается наш язык, и из каких языков приходят слова в наш язык.)
- Как вы думаете, заимствование слов наблюдается только в последние десятилетия или оно всегда наблюдалось?
(ответы студентов)
- Действительно, заимствование слов наблюдается на протяжении всей истории существования русского языка.
К самым древним заимствованиям относятся слова, пришедшие в наш язык из старославянского, греческого, татарского, финского и др. языков
- Как вы думаете, из какого языка больше всего слов стало вливаться в наш язык в современное время и почему?
(из английского)
Проблемная ситуация(5мин.)
- Представьте себе, что к нам в гости прямо сейчас приехал англичанин, давайте послушаем, о чем он нам расскажет
(подготовленный студент читает текст на английском языке на тему «Спорт», в котором употребляются названия игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей)
- Представьте, что вы не изучаете английский язык. Смогли бы вы определить, о чем этот текст, какова его тема? Ответ аргументируйте.
(Ответы студентов)
- Итак, вам встретились хорошо известные слова. 5 слайд
В_л_йбол
Б_ск_тбол
Фу_бол
- Какой элемент встречается в названии каждого вида спорта, что он обозначает?
( - ball, пришедшее из английского языка, в перевод - мяч)
- А что обозначают первые части слов?
С помощью консультантов по англ. языку, учащиеся определяют:
Volley – отбивание на лету (удар на лету)
Basket - корзина
Foot – нога, ступня.
- Название какой игры еще встретилось в тексте?
(хоккей)
- Это слово тоже пришло из английского языка. Опишите эту игру
(студенты описывают игру в хоккей, используя слово клюшка).
- Как вы думаете, каково происхождение слова клюшка?
(Ответы студентов)
- Где можно проверить правильность ваших предположений?
(этимологический словарь, толковый словарь)
Работа со словарями (5мин.)
Вывод: Это слово не заимствованное, а исконно русское, производное от клюка – «клюшка, посох, палка с изогнутым концом». Одно из значений этого слова – название спортинвентаря, который используется для игры в хоккей. Таким образом, игра английская, а для ее описания используются слова из других языков.
- Итак, давайте посмотрим, как освоились данные слова в русском языке.
Вместе делаем вывод, что слова освоились
- фонетически (в соответствии с русскими фонетическими нормами ( изменилось ударение)
- лексически (освоилось их значение)
- графически (записываются средствами русского алфавита)
Творческая работа(5мин.)
Задание:
Составить с данными словами предложение, чтобы проверить истинность наших доводов об освоении этих слов в нашем языке. Предложение должно соответствовать схеме (с однородными членами и обобщающим словом при них, сложные предложения).
- Что еще необходимо точно знать про эти слова, чтобы составить с ними предложения?
(правописание)
- Где проверим?
Работа с орфографическим словарем (4 человека: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей)
Составление предложения, проверка.
Вывод: Данные слова полностью освоились в русском языке, обрусели настолько, что не замечаем порой, что они заимствованные.
- А как можно узнать заимствованное слово среди ряда слов?
(по некоторым элементам)
Миниисследование (3мин.)
(1 человека при подготовке к уроку проводил исследование ряда слов. Работая со словарями, ему необходимо было выяснить, какие элементы встречаются в английском языке, какие в немецком)
Выводы: английскому языку присущи элементы: 5 слайд
-дж- , - инг -, - мен – и др.,
немецкому: - шт -, -шп -, - мейстер-, - кинд – и др.
Закрепление(работа с раздаточным материалом 5мин.)
Задание: Распределить слова на группы в зависимости от происхождения. Расставьте ударение. Джерси, шпонка, митинг, штанга, вундеркинд, штольня, почтмейстер, спортсмен, шпага, шпинат, джаз, спиннинг, джентльмен, шпиц, пиджак, гроссмейстер, шпиль.
- Где можно проверить себя? Узнать о происхождении и значении заимствованного слова?
(учащиеся работают со словарем иностранных слов, орфоэпическим. Расставляют ударение.)
- Все ли из этих слов мы можем с вами употреблять в нашей речи? Обоснуйте.
(Не все, так как значение некоторых слов нам пока неизвестно).
Подчеркивают слова с неизвестным значением, предлагается вернуться к ним дома.
- Давайте сделаем вывод над нашими наблюдениями: Хорошо или плохо иметь в речи заимствованные слова?
(С одной стороны хорошо, что мы имеем возможность использовать заимствованную лексику, с другой, настораживает огромное количество заимствований, а также то, что многие носители русского языка не понимают значения употребляемых слов. )
Минииследование (4мин.)
Группа ребят проводила интересное исследование по популярности в речи подростков заимствованных слов (англицизмов). Представляют результаты своего исследования.
Вопросы анкеты для проведения исследования: 6 слайд
1.Используете ли вы иностранные слова в своей речи?
2. Употребляете ли Вы иностранные слова, не зная их значения?
3. Стараетесь ли Вы больше узнать иностранных слов?
4. Какое из перечисленных слов Вы употребляете чаще:
Хобби
Любимое занятие
Другая версия
Вывод.
(делают студенты проводившие исследование)
Лексическая разминка (3мин.)
К сегодняшнему уроку ваши одногруппники подготовили небольшую сценку, давайте посмотрим её.
Предложенный текст:
- Привет.
- Хай.
- А у меня новый постер с группой «Pussirft Dolls»
- Супер, а у меня завтра сейшн, предки разрешили, придешь?
- Сори, никак не могу, идем с родаками на новый блокбастер.
- Ну, плиз, без тебя скука будет, одни лузеры соберутся.
- Пардон. Не получится.
- Ну, ладно, тогда на следующей неделе вместе в супермаркет сходим.
- Окей!
Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.
-Ваше отношение к тому, что люди используют иностранные слова в своей речи.
(ответы студентов)
Вывод:
- Безусловно, в самих заимствованиях нет ничего плохого, без них невозможно представить речь современного человека, однако смысл их должен быть понятен как говорящему, так и слушающему, а их употребление уместно и оправданно.
Работа в тетрадях (2мин.)
7 слайд
Как же распознать, где заимствованные слова, а где исконно русские. Запишите,пожалуйста,признаки заимствованных слов.
Признаки заимствованных слов:
1. не изменяются
2. начинаются «а», «ф». «ц», «э».
3. сочетания «шт», «хт». «кс», «мп».
4. словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.
5. Тренировочные упражнения на закрепление (20мин.) 8 слайд
Текст №1 (осложненное списывание с комментированием пропущенных орфограмм)
Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.
( А.Яшин).
Беседа :
- О чем этот текст?
- Какие средства выразительности используется автором для создания этой чудной картины? (олицетворения, метафоры)
- Приведите примеры олицетворений (дождь прошуршал, цветы удивились);
- Приведите примеры метафор (в чашечках листьев по огоньку, по серебринке);
- Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Почему поэт употребил именно этот глагол?
- Какие шипящие звуки передают шуршание дождя по мокрому лугу?
- Какие слова использует автор: исконно русские или заимствованные?
А теперь обратимся ко второму тексту:
Текст № 2
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Беседа с группой:
- Сравним оба текста. Что между ними общего?
- Чем отличается 2 текст от первого?
- Какими являются выделенные в тексте слова?
- Можете ли вы самостоятельно дать толкование заимствованных слов?
- Куда нужно обращаться в таких случаях? ( к словарю)
9 слайд
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются: шоссе, облако, пальто, стол.
10 слайд
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э: арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, экскурсия, борщ.
11 слайд
- Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах: самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
12 слайд
. – Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.: аквариум, воевода, география, телефон,
Замените данные русские наименования заимствованными.
1. Срочный вывоз людей из местности, представляющей для них опасность.
2. Представление товара, какой –либо продукции.
3. Красивое зрелище.
4. Специальное разрешение государственных органов на предпринимательскую деятельность.
5. Выпускник средней школы, претендующий на поступление в высшее учебное заведение.
Самостоятельная работа студентов .
Задание: Слайд № 13.
Дополнительная работа по карточкам
Объясните данные слова, заимствованные из английского и французского языков, запишите с ними словосочетания.
Комбинезон, маникюр, десерт, крем, маскарад, жюри, пари.
6. Подведение итогов занятия.(4мин.)
Вопросы по теме:
- Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова?
- Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов?
- Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова?
Заключительное слово преподавателя.
- Сегодня на занятии мы узнали о новом способе пополнения лексического состава нашего языка.
- Какую же роль играют заимствованные слова в нашей речи?
(обогащают наш язык, облегчают различные контакты между народами)
- О чем всегда нужно помнить, используя в речи заимствованную лексику?
(использовать можно только хорошо известные слова и уместно их употреблять)
- Л.Н.Толстой говорил о заимствованных словах: «Не нужно открещиваться от них, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик или телефон, чем дальнеразговорня». Но в нашей речи употребление заимствованных слов не всегда оправданно. Ученые считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3 %, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствованных слов в русском языке уже превышает 10 %. Есть повод задуматься, не правда ли? Не будем отдавать дань моде жить и думать по-американски.
Вернёмся к эпиграфам. Почему именно с этих слов я начала занятие?
14 слайд
7. Домашнее задание: выучить признаки заимствованных слов, выполнить упр. №3,уч.1. придумать предложения с заимствованной словами(5предложений).
|