Тема:«Проблемы, связанные с ВИЧ\СПИД. Профилактика ВИЧ-инфекции»
Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с ВИЧ\СПИД.
Задачи:
- выяснить исходный уровень информированности подростков о проблеме;
- дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследование на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
- мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/СПИДе.
План занятия
Комментарий (позиция тренера):
Из-за жестких временных рамок в подобных тренингах может быть уместен директивный стиль ведения группы и объединение нескольких этапов. Для лучшего восприятия информации желательно использовать интерактивные методы.
Этап Продолжительность
Введение 20 мин.
1. Знакомство
2. Ожидания участников
3. Принятие правил работы в группе
4. Оценка уровня информированности 20 мин.
5. Актуализация проблемы
6. Энергизатор 5 мин.
7. Информационный блок 30 мин.
8. Завершение работы. Рефлексия. 15 мин.
План-конспект
1. Введение. Знакомство.
Ожидания участников. Принятие правил в работы группы (10 мин.)
На этом этапе ведущие представляются и описывают цели и задачи тренинга. Вместо игры на знакомство участникам можно предложить карточки для написания своего имени (или значка\бэйджика), это позволит тренеру обращаться к каждому участнику по имени. Ожидания участников можно выяснить в короткой беседе. Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение:
- право говорящего – любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
- правило поднятой руки;
- пунктуальности;
- право ведущего – тренер может прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Также тренер следит за соблюдением принятых группой правил.
2. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы (20 мин.)
Этот этап может быть проведен в форме беседы, в процессе которой ведущий, при помощи последовательных вопросов выясняет уровень информированности участников: если он низкий, то используем лекцию, если высокий – то беседу.
Данный блок необходим для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую.
Этот этап можно провести:
- с помощью вопросов: «Что для вас значит…», «Что вы чувствуете, когда слышите слово ВИЧ\СПИД…», «Вы или ваши знакомые сталкивались с проблемой ВИЧ-инфекции…», «Как вы думаете, актуальна ли эта проблема…»
1 декабря мир отмечает Всемирный день борьбы со СПИДом.
В 1981 году, когда впервые был выявлен СПИД, стали появляться препараты для его лечения. Но способность ВИЧ приобретать устойчивость к лекарствам сделала его вирусоустойчивым к лечению. ВИЧ/СПИД сразу нарекли чумой ХХ века. Сейчас век XXI, и теперь его именуют чумой XXI века.
Данный диагноз многих повергает в шок, нередко носители ВИЧ, больные СПИДом, попадают в положение изгоев. Да, это тяжелейшая инфекция, уносящая каждый год почти 3 миллиона жизней. Потому особое значение приобретает противодействие глобальному распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа. В последние 3 года это происходит в рамках Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения «Профилактика ВИЧ-инфекции, выявление и лечение больных ВИЧ».
В начале 90-х годов прошлого века считалось, что после 2000 года мы научимся лечить СПИД. Уже к концу 1990-х срок перенесли на 2010 год. Теперь же, по мнению большинства специалистов, это может произойти в следующем десятилетии...
Актуализировать проблему ВИЧ\СПИДа можно также данными статистики: на данную дату в Республике Бурятия зарегистрировано столько – то людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Рассказать о распределении по путям передачи и возрастам. Для получения более свежей статистики можно обратить в Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД. Эпидемиологическую ситуацию в РФ, привести мировую статистику. Дискуссия «Как влияет распространение ВИЧ- инфекции на общество»
Можно использовать игру «Степень риска» для оценки уровня информированности и в дальнейшем это может плавно перетечь в информационный блок.
Энергизатор. Можно использовать разминочные упражнения, так и упражнения для сосредоточения.
2.Информационный блок. 30 мин
Необходимый объем информации в данном блоке включает в себя ответы на следующие вопросы:
1. Что такое ВИЧ?
ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям.
2. Что такое СПИД?
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека, это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечаются необратимые нарушения функции человека.
3. В чем различие между ВИЧ и СПИДом?
СПИД – конечная терминальная стадия ВИЧ-инфекции
4. Понятие о иммунной системе. Ее функции.
5.Как передается ВИЧ-инфекция?
ВИЧ-инфекция передается только 3-мя путями: половой путь, кровь-кровь, мать-дитя. Бытовым путем (через использование общей посуды, при плавании в бассейне, при поцелуях и т.д.), а также через укусы насекомых ВИЧ-инфекцией заразиться НЕЛЬЗЯ.
1. Что такое «период окна»?
После попадания вируса в кровь организму необходимо от 3 недель до 6 месяцев, для выработки такого количества антител, чтобы их можно было обнаружить при помощи специального теста. Этот отрезок времени называется «периодом окна», во время которого анализ крови может давать отрицательный результат. Но человек уже может передавать инфекцию другим людям с момента заражения.
7. Стадии ВИЧ- инфекции. Особенности.
1. Когда и где следует сдавать анализ на ВИЧ-инфекцию?
Анализ на ВИЧ-инфекцию можно сдать в любой поликлинике по месту жительства или обратиться в кабинет добровольного обследования Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД. Для получения достоверного результата необходимо сдавать анализы дважды через три-шесть месяцев после предполагаемого заражения.
2. Как избежать инфицирования ВИЧ?
1. Воздержание
1. Соблюдать взаимную верность
1. Использовать презерватив при каждом сексуальном контакте
2. Не употреблять наркотики
Если была выбрана лекционная форма работы, ведущий последовательно отвечает на приведенные выше вопросы, иллюстрируя свой рассказ схемами.
Очень важно создать такую атмосферу, в которой члены группы будут свободно высказываться. Роль ведущего заключается в дополнении, уточнении и коррекции ошибочных представлений.
3. Завершение работы (15 мин.)
Для контроля усвоения материала может быть проведено анкетирование:
1. В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм?
А) он разрушает свертывающую систему крови
Б) препятствует оплодотворению
В) вызывает разрушение костной ткани
Г) разрушает иммунную систему
2. Контакт с какими жидкостями организма наиболее опасен для заражения ВИЧ-инфекцией?
А) слюна
Б) кровь
В) моча
Г) сперма
Д) грудное молоко
Е) слезы
Ж) влагалищный секрет
3. Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции?
А) незащищенный сексуальный контакт
Б) укус насекомых.
В) пользование общей посудой
Г) от матери к ребенку.
Д) использование общих нестерильных шприцев
4. Как можно предотвратить заражение ВИЧ?
____________________________________________
5. Как человек может узнать, что у него ВИЧ?
А) он почувствует это в первые часы
Б) сдав анализ на антитела к ВИЧ
В) почувствует недомогание
Г) сдав мазки у врача-венеролога
6. С какого момента от предполагаемого заражения лучше сдавать анализ на ВИЧ?
А) на следующий день
Б) через 3-6 месяцев
В) через 3 года
7. Период «окна» - это состояние, когда?
А) организм еще не успел выработать антитела к вирусу и диагностировать заболевание невозможно
Б) у человека еще не появились симптомы
В) человек не может передать инфекцию другим
8. С какого момента после инфицирования человек может заразить других?
А) после окончания периода «окна»
Б) когда разовьется СПИД
В) сразу, с момента заражения
Г) на последней стадии СПИД
На этом этапе ведущий выясняет у участников, что понравилось, или что не понравилось в ходе тренинга, оправдались ли их ожидания и подводит итоги проведенной работы. Если есть время, можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие.
|