Главная » Статьи » Классные часы

Пояснительная записка
Пояснительная записка. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, приобретаемыми за деньги. Они нужны , чтобы ими пользоваться, то есть потреблять. Таким образом, приобретая что- то за деньги, мы выступаем в качестве потребителей. И как потребители вступаем в отношения с другими людьми. А любые отношения предполагают взаимные права и обязанности. Именно таким правам и обязанностям посвящено наше воспитательное мероприятие. Данное мероприятие рекомендуется проводить для детей 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений . Оно является одним из вводных занятий в системе воспитательной работы по формированию правовой культуры учащихся. Цель мероприятия - показать значение потребительского права в жизни современного общества. Задачи: - ознакомить учащихся со статьями Закона РФ « О защите прав потребителей »; - начать работу по формированию знания основ экономической теории; - научить отстаивать права потребителя; - развивать интуицию, творческие способности, гибкость мышления; -способствовать формированию у учащихся рационального потребительского поведения. Каждому из нас в жизни придется выполнять социальную роль-роль потребителя, и поэтому подобные мероприятия имеют очень важное значения для воспитания в ребенке культуры потребительских взаимоотношений. На этом вводном занятии используются следующие методы и приемы: -работа в группах; -проблемные и частично- поисковые задания творческого характера; -инсценирование бытовых ситуаций, обсуждение; -викторины ; -практическая работа проблемного содержания ( изготовление листовок по защите прав потребителей). Тема мероприятия «На рынок надейся,а сам не плошай»( измененная русская народная пословица) отражает суть потребительского права. Главное- доказать ребятам, что человек должен быть уверенным в себе, грамотным в правовом отношении, достойным представителем современного общества, знающим свои права и исполняющим свои обязанности. Кроме данного вводного занятия, для учащихся 5-6 классов следует разработать другие мероприятия потребительско-правовой направленности, отражающие конкретные ситуации ( покупка товаров в магазинах, обслуживание в кафе , ресторанах, понятие рекламы и многие другие), над чем уже ведется работа МО классных руководителей школы. И следует отметить,что подобные мероприятия могут иметь также и первичный профориентационный характер. Учащиеся знакомятся с особенностями некоторых профессий ( продавцы, менеджеры). Современному обществу нужны граждане, умеющие себя защитить, обезопасить от несправедливости, происходящей в системе взаимоотношений между людьми. Поэтому данное мероприятие и последующие классные дела позволят школьникам сформировать первичную культуру поведения в рыночном обществе, дать им уверенность в своих силах и в завтрашнем дне. Тема мероприятия : « На рынок надейся, а сам не плошай!!!» Форма проведения : беседа с элементами ролевой игры. Классы: 5-6. Оборудование: мультимедийное оборудование, Закон РФ « О защите прав потребителей», фломастеры, бумага( 2 листа формата А 5). Литература : Предварительная подготовка: заранее готовятся двое ведущих ( 5,6 классы), классы распределяются на две большие группы- «Потребители» и «Представители торговли и производителей» Ход мероприятия. 1. Вводное слово ведущих ( мероприятие сопровождается показом компьютерной презентации). Ведущий 1- Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Ведущий 2 -Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения. Ведущий 1- Тема нашего мероприятия « На рынок надейся, а сам не плошай!» выбрана не случайно. Мы все являемся потребителями, но иногда можем выступать и в роли продавцов, а они относятся к сфере торговли. Сегодня мы с вами разберем, в чем смысл данных выражений , чтобы избежать многих проблем в реальной жизни! Пожалуй, начнем! Ведущий 2- Здесь присутствуют 5 а и 6а классы. Они заранее распределились на две группы- «Представители сферы торговли и услуг» и «Потребители». Первым пунктом нашей беседы будет выступление каждой группы с представлением своей стороны подобных правоотношений. Выступает группа5 класса «Потребители» 2. Выступление учащихся первой группы. Ученик 1- Потребители- огромная сила! Во всех газетах, журналах, на радио и телевидении тысячи фирм предлагают нам, потребителям, свои товары и услуги. Они зависят от нас: если никто не будет покупать их товар, то они разорятся. Поэтому продавцы и производители идут на всевозможные уловки, публикуют рекламу, снижают цены, расширяют набор услуг- и все это для того, чтобы к ним пришли потребители. Ученик 2- Мы, потребители, независимы- нас никто не может заставить купить тот или иной товар. У нас есть выбор: мы всегда можем пойти в магазин, где то, что нам нужно, лучшего качества или продается дешевле. Ученик 3- Потребитель- король рынка. Именно он указывает продавцам, что надо продавать, а те, в свою очередь, производителю, что надо производить. Потребитель- это гражданин, купивший или собирающийся купить товар ( работу, услугу) для личных ( бытовых) нужд. Ученик 4- Человек является потребителем в том лишь случае, если он приобрел товар для личных нужд. Очень часто один и тот же товар может использоваться как для личного потребления, так и для предпринимательской деятельности, например, перепродажи. Таким образом, практически все мы являемся потребителями. Ведущий 1- Спасибо. Но потребители не могут существовать и без производителя и представителя торговли и услуг. Слово предоставляем группе «Представители производителей и торговли». 3. Выступления учащихся второй группы. Ученик 1- Потребителю на рынке противостоит продавец- тот кто предлагает нам товары и услуги. Придя в магазин, вы вступаете в отношения не только с конкретным человеком, но и с магазином в целом. В таком случае в качестве продавца выступает организация. Ученик 2- Помимо понятия «продавец» нам нужно знать и смысл термина « производитель». Производитель- это тот, кто производит товары. Мы советуем потребителям, чтобы избежать лишних хлопот, старайтесь покупать сложные технические изделия ювелирные украшения, лекарства в специализированных магазинах. Ученик 3- Во-первых, такие магазины имеют прямые связи с производителями , и там вы купите изделия с максимально возможной гарантией и полностью адаптированное к российским условиям. ( техника) Ученик 4- Во-вторых, в магазинах представлено большое количество моделей.. Ученик 5- Часто крупные магазины имеют собственные сервисные центры, в которых могут помочь вам, если изделие сломается. Будьте внимательны! Ведущий 2- Государство законом утвердило некоторые наши права как права потребителей. Задача государственного регулирования в любой области- не только предоставить определенные права , но и обеспечить их реальное соблюдение. Для этого был создан Закон « О защите прав потребителей » и специальные организации, наделенные особыми правами по контролю за соблюдением потребительского и иного законодательства. Ведущий 1- В России общественные организации потребителей возникли впервые в 1988 году сначала в Ленинграде ( ныне Санкт- Петербург), а затем в Москве, Свердловске ( ныне Екатеринбург), Ростове-на-Дону, Волгодонске, Барнауле и других городах. Ведущий 2- В 1989 году общества потребителей, действующее на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР ( ФОП СССР). Главной задачей вновь созданной организации стало «подталкивание » принятия закона. 8 мая 1991 г. Закон СССР «О защите прав потребителей» был принят. Ведущий 1- После распада Советского союза общества потребителей собрались на конференцию- и решили все же работать вместе. Они объединились в организацию , которая стала называться Международной конференцией обществ потребителей.( КонфОП). Ведущий 2- Каждая группа получила выдержки из Закона РФ « О защите прав потребителей». Они понадобятся нам для того, чтобы мы смогли правильно выполнить наши задания. 4. Вопросы для обсуждения.( учащиеся работают в группах и по очереди отвечают на вопросы) 1) Андрей учится в школе и подрабатывает, протирая стекла автомашин. Часть заработанных денег он отдает родителям, а часть тратит на лакомства и игрушки. По воскресеньям н посещает платную секцию по теннису: а) В каких случаях Андрей является потребителем? б) Является ли Андрей продавцом и в каком случае? 2) Кто из перечисленных героев сказок выступал в качестве потребителя? а) Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар»; б) старик по отношению к золотой рыбке; в) король по отношению к портным ( «Новое платье короля» Андерсена). г) Кот в сапогах, когда попросил хозяина купить ему сапоги? 5. Анализ ситуаций ( инсценировка с последующим обсуждением). Ведущий 1- В жизни каждого потребителя возникают ситуации, когда приходится отстаивать свои права, вступая в правоотношения с продавцами и производителями товаров и услуг. Ведущий 2-Мы предлагаем вам две ситуации. Посмотрите внимательно, послушайте выступление и сделайте выводы о соблюдении прав защиты прав потребителей. Ситуация 1. Обувной отдел универсама. Покупатель ( девочка Нина , 15 лет)- Здравствуйте! Извините, пожалуйста, но я вынуждена вернуть товар, приобретенный у вас. Четыре дня назад мы с мамой купили сапоги, но они оказались некачественными: сломалась застежка на одном сапоге, плохо закреплены набойки… Продавец- Да вы вообще не у нас эти сапоги покупали!... Нина- Именно у вас. Вот товарный чек! Продавец- Да я не знаю, что это вообще за бумажка! Приходят тут всякие… Меняйте им обувь! Иди отсюда, или я вызову охрану!!! Нина звонит маме : Нина- Алле!! Мама, на меня накричали и не вернули деньги! Мама- Не расстраивайся, мы можем обратиться в Союз потребителей! ( обсуждение ситуаций по вопросам: 1. Насколько правомерны действия продавца? 2. Какие нарушения можно проследить в действиях продавца? 3. Стоит ли воспользоваться советом мамы? Ситуация 2. Посетитель кафе, молодой человек 17 лет- Официант, я буду вот этот салат! Официантка- Хорошо, это весь заказ? Посетитель- Да! Официантка уходит. Посетитель- Нет, я буду еще томатный сок и пиццу! С сыром! Официантка- Хорошо, это весь заказ? Посетитель- Да! Нет, я буду пиццу с ветчиной! Прошло 15 минут. Официантка принесла заказ. Официантка- Пожалуйста, приятного аппетита! Посетитель( грубо)- Побыстрее нельзя было? Я сижу вот уже полтора часа! А это что? Это пицца? А где сыр? Я просил с сыром!!! Я не собираюсь есть это! ( отодвигает тарелку). Официантка- Извините, пожалуйста, вы заказывали пиццу с ветчиной! Но если хотите, блюдо может быть заменено. Посетитель- Ты еще тут со мной спорить будешь? Мне вообще уже. собственно, пора! Официантка- Пожалуйста, ваш счет! Посетитель- Обойдешься! Ну и обслуживание! ( разбор ситуации: 1. Чьи действия правомерны? 2. Кто допустил нарушения? 3. Как следует наказать невоспитанного посетителя?) Ведущий 1- Итак, мы с вами убедились, как нужны и полезны потребительские знания. Только грамотный потребитель ( как и грамотный продавец или производитель товаров и услуг ) смогут с честью выходить из многих трудных жизненных ситуаций и чувствовать себя достойно и свободно в некоторых обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен. 6. Викторина. Ведущий 2- А сейчас проверим ваши знания потребительского права- проведем викторину « Можешь ли ты защитить права сказочных героев?». При ответах вы можете пользоваться выдержками из Закона РФ « О защите прав потребителей» 1.Вспомните сказку “По щучьему велению”. Вопрос: Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле? (Ответ: ст. 5 “Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы товара” гласит, что на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет). ) 2.Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили. Вопрос: Какие права потребителей были нарушены? (Ответ: ст. 18 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.) 3.Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали. Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара? (Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.) Ведущий 1- Очень важно, чтобы наше поколение научилось грамотному поведению в рыночной и правовой среде, поэтому мы серьезно должны отнестись к изучению культуры потребителей. 7. Практическая работа – изготовление листовок по защите прав потребителей ( каждая группа , используя фломастеры, бумагу, ножницы, изготавливает листовку другой группе). 8. Подведение итогов. Ведущий 1- В народном творчестве собрана многовековая мудрость русских людей. А тема нашего мероприятия- это тоже пословица( хоть и несколько измененная), а, значит, мудрость! Ведущий 2- Мы с вами должны помнить- потребительские знания нам нужны и полезны уже сегодня. Грамотные, культурные, высокообразованные и вежливые потребители- это мы с вами!!!
Категория: Классные часы | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar