Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого
1. Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета
Устал до смерти
2. Литота – непомерное преуменьшение свойств предмета
Мальчик-с-пальчик
3. Ирония – скрытая насмешка
Отколе, умная, бредёшь ты голова?
4. Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту
Шляпка гриба, шёпот волн, день помрачнел
5. Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь
Я всю тарелку съел = суп; город спит = люди
6. Символ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого
Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную
любовь и обманутые надежды вообще
7. Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого в конкретном образе
Лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости
8. Эпитет – красочное, образное определение
Вольный ветер
9. Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого
Французы двинулись, как тучи
10. Перифраза – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором названы признаки названного предмета
Санкт-Петербург – северная столица, город на Неве
11. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия
Утёс плачет в пустыне
Фигуры речи –
это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста
1. Анафора (= единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
2. Эпифора (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?
3. Параллелизм – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
4. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
Стихи и проза, лёд и пламень
5. Градация – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение
… вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума
6. Инверсия – нарушение обычного (прямого) порядка слов
Бой барабанный вместо барабанный бой
7. Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения
Мужики – за топоры
8. Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном
Но я хотел … быть может, вы…
9. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
10. Риторический вопрос – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
11. Многосоюзие (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых членов предложения.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.
12. Бессоюзие (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
13. Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения
Это была «Волга». Пепельная. С московским номером.
|