Главная » Статьи » Остальное

Совершенствование принципов личностно-ориентированного обучения на за-нятиях русского языка и литературы.
КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж», преподаватель, Саранск Совершенствование принципов личностно-ориентированного обучения на за-нятиях русского языка и литературы. «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких лю-дей – профессионалов своего дела возложена на систему образования. На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности раз-работки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса,. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. В образовании потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении; - развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследователь-ские, рефлексивные, само оценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Поиски новых средств обучения студентов привели к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Вопросы заставили нас в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которо-му мы отдаем годы работы. Русский язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему при-ходится сегодня учить студентов. Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас перед нами задача сложнее: стать современным преподавателем современного учащегося, помочь детям выйти из учебных заведений в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему... Новые подходы в преподавании и обучении позволяют так организовать учебный процесс, что студенту занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в за-баву или игру. И, может быть, именно о таком занятии говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым пред-метом учебного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда преподавателя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к слову. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учеб-ной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравни-вать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практи-ческим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуа-тивно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. Поэтому в своей работе мы нередко сталкиваемся с тем, что некоторые студентами не усваивается материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности обучающегося, а внутренние обусловлены его психологическим складом. Перед нами стоит задача как способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого студента получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у студентов интерес к предмету. И в этом мне помог курс третьего базового обучения по новым подходам. Что же такое «новые подходы в преподавании и обучении» и в чём его особенности? Актуальность данной программы заключается в том, чтобы студенты научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, само мотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка преподавателе самостоятельного постижения смысла студентом. Этот подход предполагает участие в процессе обучения и самого студента. То есть студент становится ответственным за свое обучение. Содержание программы основано на 7 модулях: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями студентов, управление и лидерство в обучении. Для результативности обучения необходимо обучить главным мыслительным опе-рациям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: - не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как студент умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; - не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диало-говый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отноше-ния между педагогом и обучаемыми; - объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Организация уроков русского языка и литературы в системе интеллектуального раз-вития основана на следующих принципах: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект обучающего-ся. Преподаватель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения ко-торых у студентов формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь. 2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске студентов соб-ственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что обуча-ющиеся оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зре-ния, свой вариант решения проблемы. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства преподавателя и студента. Реали-зовать эти принципы на занятиях русского языка лучше всего при изучении нового материа-ла. Особенностью современного занятия является то, что теоретические знания приобрета-ются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод. Как сделать занятие русского языка интересным, увлекательным? Как привить уче-никам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирую-щей идеей компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку яв-ляется интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обуче-ния? Результатом образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны по-нимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. В этом хороши подходы критического мышления, диалоговое обучение, ИКТ, позитивный настрой, тренинги, само-оценивание учащихся и рефлексия. Подходы критического мышления используются в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.). Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как под-держать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего уро-ка. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс каче-ственным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволило не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание студентов остается устойчивым на протяжении всего занятия, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию. К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». То есть студент тянется к той дея-тельности, в которой он порождает, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности. Субъекта деятельности можно сформировать толь-ко соответствующим методом педагогической деятельности. Таким методом является кол-лективный диалог. Первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагогов со студентами. Преподаватель-диалогист хочет и умеет общаться с обучающимся, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение студента. Побуждающий диалог – это «экскаватор» , который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А. Эйнштейн писал: «Формирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение». В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации. Таким образом, диалог, обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития студента как субъекта. Общение и диалог становятся основой всех занятий. Необходимо организовать ре-флексивную деятельность, так как она позволяет студенту осознать свою «Я» – свою само-бытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности. Таким образом, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы со студентами: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятель-ности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, само-реализовываться в педагогической деятельности. Литература 1. Хахалева Н.Н. Русский язык в школе.// 2001 № 1 стр.13-18 2. Шафрин Ю.А. «Информационные технологии» в 2-х ч. М. «Бином», 2014 3. Ягудина Р. И. Принципы личностно-ориентированного обучения// Актуаль-ные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 89-91.
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (18.10.2017)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar