Главная » Статьи » Остальное

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» Русский язык Рабочая тетрадь Саранск 2013 Выполнил (а) : студент (ка) группы ______________________________________ Принял: преподаватель ________________________________________________ Пояснительная записка В рабочую тетрадь вошли методические указания и тренировочные задания пяти типов: проверка теоретических знаний, выполнение тренировочных упражнений, тестовые задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом, которые проверяют знания студентов по основным разделам курса. Они проверяют: 1. знание о языке как системе (по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису); 2. речевые знания: - текст, абзац, средства связи в нем; - типы речи: повествование; описание; рассуждение; - стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный; - использование языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения, стиля и типа речи; 3. знания основных орфографических и пунктуационных правил; 4.специальные учебные умения (владения способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил); 5. владения нормами литературного языка: - орфоэпическими; - лексическими; - морфологическими; - синтаксическими; - стилистическими. 6. умения, связанные с разными видами речевой деятельности (чтением, письмом): - проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста; - создавать текст. Содержание 1. Задания по разделу: Язык и общество…………………………………5-6 2.Задания по разделу: Стилистика………………………………………..6-14 3.Задания по разделу: Лексика и фразеология……………………………14-17 4.Задания по разделу: Фонетика………………………………………….17-19 5. Задания по разделу: Орфоэпия…………………………………………19-22 6. Задания по разделу: Словообразование……………………………….22-25 7. Задания по разделу: Орфография………………………………………25-33 8. Задания по разделу: Морфология………………………………………33-46 9. Задания по разделу: Синтаксис и пунктуация………………………….46-55 10. Задания по разделу: Развитие речи……………………………………55-56 11. Контрольный тест……………………………………………………....57-63 12. Используемая литература…………………………………………......64 1.Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского и ответьте на вопросы. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г. Паустовский) 1. Подчеркните ключевые слова в данном предложении. 2. Как вы понимаете тезис, высказанный К.Г. Паустовским? Почему для того, чтобы хорошо владеть языком, необходимо хорошо знать и любить культуру народа? Что вы вкладываете в понятие «национальная культура»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Что значит «любить свой народ», «чувствовать прелесть земли»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Напишите продолжение предложения, начинающегося со слов: «Любить свой народ-это значит…» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполняя задания с выбором ответа, из готового набора ответов нужно выбрать тот, который считаете правильным, и обвести его номер кружком. Задания по стилистике 1. Сформулируйте признаки текста. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сформулируйте понятие текста. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие существуют способы связи предложений в тексте? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие типы речи вам известны? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какие стили речи вам известны и где они используются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (1)Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении. (2) «Ревизор», или «Мертвые души», или «игроки», или «Шинель» -это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество. (3)В определенном смысле Гоголь близок к другому русскому гению-Менделееву, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов он создает таблицу человеческих образцов и характеров. (4)Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека-жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу и соответственно получает Плюшкина, Собакевича Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку. (5)Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6)Даже Бальзак. (7)Даже Диккенс. (8)Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечен если не всех, так очень многих современных направлений. (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10)А что такое современный мистицизм в литературе? (11)Это –«Вий»и «Портрет». (12)Школе исторического романтизма в ее современном виде предшествовал «Тарас Бульба».(13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм. (14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мертвые души»(15)Художественному бытописанию-«Старосветские помещики», «Коляска». (16)Детектив? (17)Это-«Игроки». (18)Водевиль? (19)Это-«Женитьба». (20)Эссе? (21)Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд». (22)Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь (По С.Г.Залыгину) 6. В каких тезисах раскрывается основное содержание текста? Исключите лишний ответ. А. Подобно Менделееву, Гоголь создал таблицу человеческих образов и характеров. Б. У него свой метод: он персонифицирует какое-либо свойство человека в одном образе. В. Все произведения Гоголя - образцы критического реализма. Г. Он был предтечей многих современных литературных направлений. 7. Определите стиль и тип речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Какие средства связи не используются в тексте А. Ряды однородных членов Б. Неполные предложения В. Синтаксический параллелизм Г. Метафора, олицетворение 9. Сделать анализ текста (при выполнении данного задания обратитесь к теоретическому материалу по теме: Стили речи) Идет троллейбус возле кленов. Льет дождь, шумит вода везде. К стеклу прилип листок зеленый. Деревья топчутся в воде. Прямой , прохожих не щадя, Дождь припустил еще сильнее. Все в каплях светлого дождя Стекло троллейбуса синеет. И можно ль не принять участья, И ливня не желать земле! На город, как сквозь слезы счастья, Гляжу сквозь капли на стекле. ( С. Щипачев) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Выросла рябина при дороге. (2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3)Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. (4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья. (8)Шла мимо девочка. (9)Увидела рябинку, поахала. (10)-Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка-это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. (12)И она была по-своему права. (13)Ехал на машине усатый дядька. (14)-Ух ты...(15)Прямо картинка...(16)Шикарно! (17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. (19)-Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. (20)Что ж, он был тоже по-своему прав. (21)Под вечер шли туристы. (22)-Хорошая рябинка, правда, ломаная.(23)Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24)Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)мы народ организованный, должны подавать пример... (26)Шел в сумерках влюбленный. (27)-Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту! (29)На рябинке горела одна- единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31)Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет...(32)А Люсенька обрадуется. (33)На другой день приехал хозяйственник. (34)-Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку. (35)-Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит. (38)И он был по-своему прав. (39)В этой истории все правы.(40)Виновных нет. (41)Но и рябинке тоже нет. (По Н. Соколовой) 11. Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний. А. У каждого человека своя, правда. Б. Надо задумываться над последствиями своих поступков. В. Надо уметь ценить красоту. Г. Надо беречь красоту. 12. Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями? 1. 1 2. 19 3. 25 4. 37 13. Определите стиль и тип речи. А. Художественный стиль; повествование Б. Разговорный стиль; повествование В. Художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения Г. Разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием 14. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении? А. согнулись (предложение 5) Б. запылало (предложение6) В. смеялись (предложение 7) Г. протягивали (предложение 7) 15. Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов? А. 2 и 3 Б. 5 и 6 В. 9 и 10 Г. 13 и 17 16. В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности? А. 1 Б. 4 В. 19 Г. 29. 17. Проанализируйте отрывки текстов. К какому стилю речи они относятся. Обоснуйте свой ответ. 1.Мне надо было в последний раз воздействовать на артистов, и я, стараясь подавить в себе смертельный страх перед грядущим, представляясь бодрым, веселым, спокойным и уверенным, перед третьим звонком обратился к артистам с ободряющими словами. (К. Станиславский.) 2. Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях в, траве видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л. Толстой.) 3.Настоящий Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций. 4. Я чуть было не забыл очень важное дело: у вас в «Русских ведомостях» печатались прекрасные очерки Серафимовича («На дальнем севере»). Автор—молодой человек, нуждающийся и очень желал бы их издать. Я обращался уже через Глеба Ивановича к Павленкову, но он отказался издавать, говоря, что за беллетристику берется лишь в крайних случаях. Между тем ты, конечно, помнишь эти очерки,— они очень хороши и стоило бы помочь молодому автору.(...) Я бы сам предложил это, но теперь между мной и редакцией почтенного журнала то и дело шмыгают черные кошечки,— так, пожалуй, будет лучше. Похлопочи и напиши поскорее. А бегают-таки черные кошки между Нижним Новгородом и Леонтьевским переулком! Я думаю, тебе жаловался Виктор Александрович на мои преступления. Совершил я их, сознаюсь, не мало, но все-таки, кажется, главное из них то, что я, как мерин, которому кажут лукошко с овсом,— не очень-то иду на приманку. Ведь я знаю, что под лукошком узда, знаю также по опыту, что как на¬денут узду, так и уберут лукошко. Эх, друг ты мой, Михайло, кабы не Крым, — не вполне бы я, пожалуй, верил и твоему сердцу, ибо и ты восседал за редакционным столом, а некоторый опыт «ре-дакторской дружбы» располагает к мизантропии и скептицизму. Ре-дакторская дружба подобна винодельному прессу: крепко сжимает, пока не выжмет, после чего предмет дружбы отдается на прядение животным. Не так ли, друг Михайло Алексеич? Засим еще раз заключаю в объятия твое необъятное существо. Твой Вл. Короленко. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 18. Укажите, признаки, каких стилей имеют следующие словосочетания. Выпишите их по группам. Составьте с ними по два предложения различных стилей речи. Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские! дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. В данном ниже тексте выявите типичные для научно-популярного подстила особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. Характер отдыха в наш инт..лектуальный век значительно изменился. Что требу .тся для нормального отдыха? Прежде всего тишина. Современные исследования показывают что человек вернувш..сь с работы домой стремит..ся к изоляц..и от городского шума и людей. Представление о полном отдых., часто выр..жает?ся в желани.. ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно разбегат..ся своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать только то что диктуется внутр..ним к..призом (ни)чего запланированного серьезного. Полежать расе..но подумать лениво побесед..вать со знакомыми почитать легкий журнал. Такой отдых мож..т быть обеспечен в пределах четырех стен сво¬ей комнаты но наиболее полно это дост..гает?ся в общении с природой. Право на «ничегонеделание» сч..тавш..еся чуть(ли) не пороком еще (пол)века тому назад теперь должно быть призн..но как необ-ходимый эл..мент отдыха. П..сивный отдых как один из видов психической г..г..ены и самолечения совершенно необходим и-его нельзя (не)дооцен..вать. (Ю. Макаренко.) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания по лексике 1. Что изучает лексика? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. На какие группы распадается лексика современного русского языка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие слова в лексической системе относят к историзмам, а какие к архаизмам? В чем различие названных лексических групп слов? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие слова называются паронимами ? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Заполните таблицу: «Лексика современного русского языка» Сферы жизни общества Новая лексика 1. Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и областного управления 2. Открытое экономическое и культурное сотрудничество со странами Запада: А) совершенствование средств коммуникации; Б) изменение банковских системы; В) интеграция массовой культуры. 6. Какие слова называются синонимами? (приведите примеры) __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. 1.тщетно 2. тщательно 3. бессмысленно 4. напрасно 1. похвальба 2. похвала 3. хвала 4. одобрение 8. Какие слова называются омонимами? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Укажите слово, имеющее омоним. 1. успех 2. острый 3. топить 4. Сидеть 1. кампания 2. тур 3. круг 4. лиса 10. Какие словосочетания называют неологизмами? (приведите примеры) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какие слова называются антонимами? (приведите примеры) __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Какие признаки имеют фразеологизмы? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Укажите предложение с фразеологизмом. 1. Спектакль всем очень понравился. 2. Зрители приняли спектакль восторженно. 3. Спектакль вызвал восторг у публики. 4. Мы пришли в восторг от спектакля. 1. В июне бывают самые длинные дни. 2. Я люблю прогулки в светлые ночи. 3. Многие приезжают на север посмотреть белые ночи. 4. Мальчики пришли на экзамен в белых рубашка 14. Определить лексическое значение фразеологизмов Зарубить на носу______________________________________________ Как в воду глядеть_______________________________________________ Тертый калач___________________________________________________ Непочатый край_________________________________________________ Раз два да и обчелся_____________________________________________ Бить баклуши__________________________________________________ Золотые руки___________________________________________________ Водить за нос___________________________________________________ Гулькин нос____________________________________________________ Задирать нос___________________________________________________ Работать засучив рукава_________________________________________ Блудный сын__________________________________________________ Закадычный друг_______________________________________________ В ногах правды нет_____________________________________________ За семь верст киселя хлебать ____________________________________ 15. Какое из четырех слов относится к устаревшим? 1. парусник 2. стражник 3. рубеж 4. дозор 1. якобы 2. заново 3. сызнова 4. нежели Задания по фонетике 1.Что изучает фонетика_______________________________________________ _____________________________________________________________________ 2.Двойная роль букв е, ё, ю, я . _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3.Какую функцию выполняет ь? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 4.Какие звуки всегда мягкие? _____________________________________________________________________ 5. Какие звуки всегда только твердые? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие согласные в некоторых словах не произносятся? _____________________________________________________________________ 7. В каком слове звуков больше, чем букв? 1. якорь 2. земля 3. уголь 4. пояс 1. семья 2. проезд 3. повесть 4. есть 1. юг 2. объяснил 3. люк 4. сьемка 8. В каком слове все согласные звонкие? 1. живет 2. жила 3. щука 4. час 1. родной 2. шесть 3. широко 4. пояс 9. В каком слове есть согласный звук (т) ? 1. отдал 2. учится 3. поднял 4. предположение 10. В каком слове есть согласный (д)? 1. редкость 2. блюдце 3. отбросил 4. день 11. В каком слове есть гласный звук (о)? 1. родные 2. редкость 3. отказ 4. щёлоковый 12. В каком слове есть гласный звук (а) ? 1. часы 2. отряд 3. плясать 4. сегодняшний 13. Запишите слова в фонетической транскрипции. Аллея __________________________________ Домов___________________________________ Ласкового________________________________ Примечания______________________________ 14. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какие гласные следует писать по традиции после шипящих согласных [ж], [ш], [ч], [Щ]. 1. О, если б я был живописец, я бы ч..дно изобразил всю прелесть ночи. (Г.) 2. Вечером ш..лом, иголкой что-нибудь бойко тачал! (Н.) 3. Под ч.дрою длинною тебя узнать нельзя. (Л.) 4. Над алы¬ми цветами пахучего ш..повника круж..лись золотые жуки. (А. К. Т.) 5. А я искал ч..дес, жалел, что не видал ч..да, которое бы убедило меня. (Л. Т.) 6. Шубин всё как будто бы экзаменовал Инсарова, как будто щ..пал его и волновался внутренне. (Т.) 7. Пестрая ч..лма наискось покрывала его голову. (П.) 8. Прости, Нева! Не прощ..ет, гонит. (М.) 15. Прочитайте. Укажите слова, в которых ь указывает только на мягкость согласного. Укажите количество звуков и букв в выделенных словах, затранскрибируйте их. Акварель, бровь, витязь, июньский, календарь, карамелька, князь, лишь, льдинка, наискось, настежь, Обь, отрежьте, паинька, Пермь, пять, барышень, рельеф, сваришь, сентябрьский, Сибирь, скроешься, степь, тоннель, устье, щелочь. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания по орфоэпии 1. Как называется раздел языкознания занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? ____________________________________________________________________ 2. В чем особенности русского ударения? При выполнении заданий используйте орфоэпический словарь 3. В каком слове ударение падает на второй слог? А) В скольких школах Б) позвала В) передам Г) комфорт 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. глУпо 2. понЯл 3. буржуАзия 4. дОбыча 1. щАвель 2. чЕрпать 3. прОцент 4. статУя 5. В данных словах поставьте ударения. Досуг, невролог, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, украинский, фетиш, дефис, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличение, озвучение, наотмашь, донельзя, искони, мельком, сосредоточение, упрочение, обеспечение, сливовый, согнутый, свёкла, бармен, туфля, менеджер, средства, оптовый, танцовщица, жалюзи, щавель, углубить, прикасаться, программист, ссадина, целлофан, прогресс, пресса, выжигать, терраса, интеллигент, шасси. 6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какая особенность русского ударения помогает справляться с орфографическими трудностями при написании безударных гласных в слове. Совр..ме..ники Пушкина, дов..рительный разг..вор, леб..диная песня, сп..шить д..мой, объ..д..нения изб..рателей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..в..кружение от усп..ха, з..л..тые к..л..к..ла, б..ртовые огни. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня. Какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов? Ударение во всех случаях обозначьте. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соединительные гласные. Ст..р..на, п..л..са, б..р..на, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..п..тать, н..б..са, в..д..хранилище, в..сьмич..совой, д..м..владе¬лец, г..л..са, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, р..зн…бразный, пл..м..на, п..сьм.. . ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Обозначьте ударный слог в словах, произнесите слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Алфавит, щавель, петля, сажень, километр, сироты, договор, обеспечение, мышление, усугубить, ржаветь, анапест, квартал, изобретение, реформировать, хозяева, ходатайство, каталог, мизерный, кухонный. 9. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова словами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые согласные. Печальная песня, плохая погода, знаменитый артист, незнакомый прохожий, близлежащие села, красивая девушка, очаровательный ребенок, веселый человек, новогодний (или ко дню рождения) пирог, замечательное событие, добрый человек. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Прочитайте. Распределите слова с безударными гласными в первом слоге по группам: а) произношение отражает литературное аканье; б) произношение отражает литературное иканье. Запишите данные группы слов. Арбат, ведём, вода, втроём, дома, жакет, ледок, ловить, матрос, медок, орда, пасёшь, пескарь, порог, почёт, пятак, река, роман, Рязань, сады, тягач, часы, челнок, щавель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте слова в соответствии с правилами орфоэпии. Для справок используйте орфоэпи¬ческий словарь. Ви..жит, дребе..жать, дрож..и, и..жога, мсжечок, ра..жать, ра..жёванный, размсжить, по..же, сож..ённый. Задания по словообразованию 1. Какие морфемы являются словообразовательными? _____________________________________________________________________ 2. Что такое постфикс или суффикс возвратной степени? 3. Какие морфемы не входят в основу слова? 4. Какие способы словообразования вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ При выполнении задания используйте словообразовательный словарь 5. Какое слово неправильно разбито на морфемы? А. Подо-жд-а-в Б. Не-по-движ-ен- В. С-верк-а-вш-ий Г. (Много) из-мен-ений А. Стакан- Б. Свеч-ени-е В. Из-мен-яя Г. О-гражд-енн-ый 6. Какое слово состоит из пяти морфем? А. Проверка Б. Проверил В. Удивленный Г. Удивился 7. Какое слово состоит из двух морфем? А. Направо Б. Прыжок В. Растут Г. Растоплю 8. В каком слове есть суффикс -ан-? А. Разбросаны Б. Рваный В. Кожаный Г. Ванная 9. В каком слове есть суффикс -н-? А. Бессменный Б. Лиственный В. Увеличен Г. Львиный 10. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А. Разглядеть Б. Разговаривать В. Рассмотреть Г. Связка 11. Какое слово образовано суффиксальным способом? А. Прочитать Б. Преодолеть В. Преодолевать Г. Походка 12. Укажите лишнее слово среди однокоренных. А. Прилечу Б. Вылечить В. Летчик Г. Перелетный 13. Выпишите слова, имеющие не членимую основу. Блюдо, весело, должник, дождик, гроза, близкий, пишущий, пригорок, чудо, мечтать, идти, бедный, торопливый. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Графически выделите все морфемы в словах. Выпишите слова, имеющие прерывистую основу. Светящийся, плескаться, какой-то, плестись, что-либо, влюб¬ленный, бросать, сгоряча, семья, учащийся, опоздать. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Найдите основу. Охарактеризуйте ее по плану: производная—не производная, членимая — нечленимая, простая — сложная, прерыви- стая — непрерывная. Непримиримый, содружество, снегопад, враждовать, охотнический, мчаться, летящий, впустую, разбогатеть, сгусток, доиг¬рывание. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания по орфографии 1. Заполните таблицу Принципы русской орфографии 2. Как проверить безударную гласную в корне слова? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие вам известны орфограммы, встречающиеся в корнях слов. Заполните таблицу. Орфограммы в корне Орфограммы-гласные Орфограммы согласные 4. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением? А. Разд...вать, увл...кать, гл...тать Б. М...лина, отл...читься, возр...ст В. Р...бина, к...лина, к...нфета Г. Изл...жение, выр...с, обл...гчить 5. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? А. Препод...вать, пол...гается, упр...щать Б. Предст...влять, предназн...чение, дек...рация В. Д...роженька, ф...нтазия, л...боратория Г. Пригл...шать, уг...сать, выр...сти 6. В каком ряду во всех словах пропущено И? А. Проб...раться, соед...нение, от...гощать Б. Забл...стел, разв...вать, приор...тет В. Прив...легированный, пост...лать, изв...нился Г. Прост...раться, пал...садник, пренебр...жительно 7. В каком ряду пропущена буква Я? А. Они бор...тся Б. Все над...тся В. Они мел...т кофе Г. Кле...щит 8. В каком слове пропущена буква И? А. Небо пыш...т зноем Б. Лес дремл...т В. Он гон...тся Г. Приемл...мый 9. Сформулируй правило: правописание ь знака в окончаниях глаголов? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. В каком глаголе на месте пропуска пишется Ь? А. Когда соседи вернут...ся, передайте им телеграмму. Б. Куда нам торопит...ся. В. Если удаст...ся, мы устроим вечер встречи. Г. Поезд отправит...ся через пять минут. 11. Сформулируй правило: правописание окончаний –е/и в падежных окончаниях существительных в единственном числе? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е? А. В син...й шинел... Б. При мерцающ...м свет... В. На последн...й лин... Г. Вошедш...м посетител...м 13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. Из...брести, пред...ставить, поз...прошлый Б. Ра...ширять, ...жалиться, ни...провергать В. Пр...поднять, пр...поднести, пр...мерка Г. Об...ект, об...яснить, разоб...ется 14. В каком слове пропущена буква Е? А. Выраст...вший Б. Отча...ться В. Выращ...нный Г. Замет...л 15. сформулируй правило: правописание Н/НН в суффиксах разных частей речи? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. В каком слове пишется НН? А. Реше...ый вопрос Б. Приказа...о отойти В. В вяза...ой шапочке Г. Говорила пута...о 16. В каком слове пишется НН 1. реше..ый вопрос 2. приказа..о отойти 3. в вяза..ой шапочке 4. говорила пута..о 17. В каком слове пишется НН 1. она о чем-то встревоже..а 2. некраше..ый пол 3. зва..ый ужин 4. выглядела испуга..о 18. В каком слове нет суффикса Н ? 1) уличный 3) масличный 2) болотный 4) отличный 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН 21.1 Не пуга(1)ые никем птицы на острове близко подпускают незва(2)ых –непроше(3)ых гостей – молодых ученых с материка 1) 3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3 21.2 В хх веке в Исландии была установле(1)а конституцио(2)ая республика-самый распростра(3)ый в Европе государстве(4)ый строй 1) 1,2,3 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4 21.3 Древняя цивилизация ацтеков, несомне(1) могуществе(2)ая и культурная, была разруше(3)а во время колониальных захватов. 1) 1,3 2) 2,3 3) 2 4) 1,2 20. Сформулируй правило : слитное написание союзов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 22. В каком(их)примере(ах) выделенные слова пишутся слитно? А. В Сибири морозы крепче, за(то)нет таких ветров. Б. Не за(то) волков бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. В. Мой брат-заядлый грибник, я то(же) люблю собирать грибы. Г. сверкнула молния, и почти в то(же) мгновенье послышался гром. 1. в 1 и 4 2. в 3 3. в 1 и 3 4. в 3 и 4 23. В каком(их) примере(ах) выделенные слова пишутся слитно? А. (По)тому, что вы говорите, видно, насколько вы воспитаны. Б. Науку надо любить по(тому), что у людей нет силы более мощной. В. Вы все так(же) увлекаетесь конным спортом? Г. На юге страны разводят овец, здесь есть так(же) фруктовые сады. 1. в 1 и 3 2. только во 2 3. в 2 и 4 4. в 3 и 4 24. Сформулируйте правило правописание частицы НЕ с разными частями речи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 25. В каком примере НЕ пишется слитно? А. Требуется (не)простое перечисление фактов, а их анализ. Б. Три дня мы работали (не)разгибаясь. В. В комнате было (не)убрано. Г. Среди собравшихся было несколько (не)знакомых мне лиц. А. Многие рукописи (не)расшифрованы. Б. В книге (не)хватало нескольких страниц. В. Нам (не)доставало терпения и опыта. Г. Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег. 26. В каких случаях ставится дефис между словами. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 27. Как пишутся сложные существительные? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 28. Как пишутся прилагательные образованные от сложных существительных? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 29. Как пишутся прилагательные со значением цвета? 30. Как пишутся прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком? ______________________________________________________________ 31. Как пишутся наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ-,-ЕМУ-? ______________________________________________________________ 32. Как пишутся неопределенные местоимения с приставкой КОЕ-и суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ? ______________________________________________________________ 33. В каком ряду все слова пишутся через дефис? А. (Еле)еле ,(кое)где, одеться (по)зимнему Б. (Юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто В. (Давным)давно, (по)тихоньку, (как)либо Г. (Крепко)накрепко, (дальне)восточный, (по)лучше А. (По)крепче, где(то), чуть(чуть) Б. (По)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как В. (По)товарищески, (сине)зеленые, как(нибудь) Г. Тихо(тихо), как(бы), (по)прежнему 34. Укажите слово, написано неправильно (с орфографической ошибкой) А. Круглолицый Б. Пастуший В. Сгущенка Г. Крючёк А. Трущоба Б. Тушенка В. Узколицый Г. Стручок А. Рыжый Б. Станция В. Куцый Г. Вооружен 35. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня? А. Сокр...щать, благосл...вить, р...скошный Б. Предв...рительно, ск...кать, изб...ратель В. Безотл...гательный, отр...сль, ди...гональ Г. Предпол...жительно, прор...стать, п...норама 36. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня ? А. Соед...нение, от...гощать, приор...тет Б. Забл...стел, проб...раться, пост...лать В. Прив...легированный, изв...нился, разв…вать ум Г. Пост...раться, пал...садник, пренебр...жительно 37. Укажите верное написание выделенного слова и верное объяснение. Но что(бы) ни было, читатель, Увы! любовник молодой, Поэт, задумчивый мечтатель, Убит приятельской рукой А. Чтобы -подчинительный союз, пишется слитно Б. Что бы -подчинительный союз, пишется раздельно В. Чтобы -всегда пишется слитно Г. Что бы -местоимение с частицей, пишется раздельно 38. Укажите неверное объяснение орфограммы А. Это (не)доказанное фактами утверждение.-НЕ с полными причастиями пишется раздельно, когда у причастия есть зависимые слова Б. Сдерж...нный-пишется А, потому что это причастие от глагола 2 спряжения В. Туш...нка -это существительное пишется через Е, потому что в нем сохраняется суффикс причастия (-енн-\-ен-) от глагола тушить Г. Постел...шь -пишется Е в окончании глагола 1 спряжения 39. Укажите ошибку в написании слова и объяснении орфограммы. А. Осенью дороги сделались (не)проезжими для машин - НЕ пишется отдельно: есть зависимое слова-ДЛЯ МАШИН Б. Насто...нный чай -причастие пишется через Я, потому что образовано от глагола НАСТОЯТЬ В. Сгущ..нка - существительное пишется через Е, потому что в нем сохраняется суффикс причастия (-ЕНН-/-ЕН-) Г. Он высп...тся- пишется И: глагол ВЫСПАТЬСЯ-2 спряжение Задания по морфологии 1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана? __________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. А. С двадцатью пятью рублями Б. Нет претензий В. Хуже всего Г. Не кладите сюда тетради 3. Найдите ошибку в образовании формы слова. А. В пятистах шагах Б. Пять килограммов В. Более красивее Г. Лягте на коврик 4. Найдите ошибку в образовании формы слова. А. В обеих сумках Б. Беги В. Без комментариев Г. Положь 5. Дайте определение существительному как части речи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. В чем особенность склонения существительных на –ия,-ий,-ие? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Какое правило вам поможет различать предлог и существительное с предлогом? Приведите примеры. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание окончаний существительных. После ча.. мы садились у печ… и читали. (Пауст.) В памят… мелькают картины прошлого. (Гил.) В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свет... (Шукш.) Но вот на дорожк.., около плах.., мелькнула фигура — мелькнула и скрылась. (Кор.) 5 Постичь я пытался безумных событ…й причинность. (Рожд.) И ты порой почти полжизн… ждешь, когда оно придет — твое мгновение. (Рожд.) Из своих необычайных странствий я тебе, любимая, привез сон о звездах, дымный запах станц…й и букет тяжелых влажных роз. (Долм.) В любой област., человече¬ского знания заключается бездна поэз... (Пауст.) На душе было легко от этих мыслей и от ощущения, что все вокруг подвластно поэзи... (Пауст.) Теперь отец Игнат дома, на кроват.. Манечка в отчаяни... (Шишк.) Ганин устроился в кают-компани.., где тя¬жело качалась лампа и стояли на длинном столе какие-то тюки, как гигантские бледные луковицы. (Наб.) первой страниц.,. книг.., на нижн… ветк… зеленой ел.., на нижней ветв.., упала с ветк…, участвовал в соревн…вани.., в чемпионат.., был в школ.., в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в кушань.., в питани.., думал об интересн..м мест.., забыл о груст.., о непри..зНо, о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в об..единени.., весь в поз..лот.., на родной сторонк.., нахо¬дился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан.., о своей гореЧо, лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от ра-дост.., был в Румыни.., любовь к Родин… . 9. Запишите имена существительные в родительном падеже множественного числа. Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, кило грамм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Запишите данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило. Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, поле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Дайте определение прилагательному как части речи. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Вспомните правила, которые помогут вам в написании сложных прилагательных. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Сформулируй правило: правописание Н / НН прилагательных. Приведите примеры. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Прочитайте словосочетания. Укажите, в чем вы видите различие в значении прилагательных, сочетающихся с разными словами. Высокий юноша, высокий голос, высокий доход, высокий пост, высокое мнение. Мягкий климат, мягкий знак, мягкий хлеб, мягкий характер, мягкий свет. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. С данными словами составьте словосочетания,объясните в каких переносных значениях могут употребляться данные слова. Болото, почва, берег, вершина, восход, закат, заря, звезда, мтеор, комета, луч, море, океан, гроза. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Выпишите из стихотворения В. Остена «Дорога» все слова, имеющие значение «дорога». Сделайте вывод, что их объединяет. Как называются такие слова? Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синие выси над нами... И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету, Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога»! _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17. Дайте определение глаголу как части речи. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 18. Сформулируй правило: правописания личных окончаний глаголов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. Вставьте пропущенные буквы. Найдите глаголы, определите их переходность/непереходность. — Пойду сыщу брод, — продолжал Ермолай с увере..остью, как (будто) во всяком пруде непреме..о должен существовать брод... Ермолай (не) возвращался более часу. Измуче..ые, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега. Утки носились над нашими головами; иные собирались сесть подле нас, но вдруг поднимались (к) верху, как говорится, «колом», и с криком улетали. Владимир принимал томный вид, накл..нял головку (на) бок и говорил мало. (И.Тургенев) 20. Выпишите словосочетания с глагольными формами, образованными от переходных глаголов, и относящимися к ним существительными. Укажите, в каких падежах употребляется имя существительное при переходном глаголе. Образец: белила (что?) хату (В.п.). 1. Старуха в черной платье бе
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 1246 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
avatar