Главная » Статьи » Остальное

Основные принципы технологии разноуровневого обучения студентов как один из видов личностно-ориентированного подхода.
КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж», преподаватель, Саранск Основные принципы технологии разноуровневого обучения студентов как один из видов личностно-ориентированного подхода. Дари себя детям! Из «Заповедей» Ш.А. Амонашвили Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному занятию, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности студентов. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, преподаватель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки группы, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий следует подводить их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы занятия можно задать следующие вопросы: - Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? - О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии? - Какие задачи вы ставите перед собой? - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии? Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, студенты проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Огромные возможности для развития познавательной активности студентов, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в образовании технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, студенты «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем студенты разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе эффективней давать дифференцированные. Богатые возможности групповой работы используются чаще на повторительно-обобщающих занятиях. На занятии по теме «Повторение изученного о деепричастии», для того чтобы студенты могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе. На следующем этапе занятия, работая с текстом, студентам можно предложить пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость студентов их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. Использование работы в парах, дает возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех коллектива. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах занятий. Дидактический материал, различные виды заданий для занятия подбираются в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами студентов. Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия русского языка следует уделять работе по развитию речи студентов. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса студентов, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на занятиях развития речи является сочинение-рассуждение. Подготовка студентов к написанию сочинения-рассуждения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Это один из самых сложных видов деятельности. Особое внимание уделяется подбору материала. Чтобы заинтересовать студента этой работой, определив тему и проблему текста вместе со студентами, обсуждается ее значимость, высказывая свою точку зрения, учитывая точку зрения автора. Приобщение их к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. И только после такой подготовительной работы студентам предлагается написание сочинения-рассуждения в разных стилях. Много времени нужно уделять индивидуальной работе с теми студентами, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Нужно бережно относиться к любой творческой работе. Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее: 1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. 2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. 3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (07.11.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar