Главная » Статьи » Остальное

Методическая разработка урока по теме: «Орфоэпические нормы русского литературного языка».
КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж», преподаватель, Саранск Методическая разработка урока по теме: «Орфоэпические нормы русского литературного языка». Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. Вид занятия: дискуссия с элементами исследовательской деятельности студентов. Цель занятия: формировать знания о нормах русского литературного языка. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского литературного языка. Обучающая: повторить сложные вопросы орфоэпии, познакомить с особенностями русского ударения, ввести понятие орфоэпической нормы, систематизировать и обобщить знания об особенностях ударения в разных частях речи. Развивающая: развивать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы, развивать интерес к своей будущей профессии. Воспитательная: воспитывать в студентах чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи. Межпредметные связи: обеспечивающие (Иностранный язык ,литература), обеспечиваемые ( материаловедение). Формирование общих компетенций : ОК.1- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК.2 – организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК.4- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК.6 – работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем; ОК.7 – ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Формирование знаний: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Формирование умений: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Обеспечение занятия 1. Методы и приёмы: слово преподавателя, устный опрос, сообщения студентов, работа с учебником, выполнение тренировочных заданий, работа со слайдами, самостоятельная работа студентов, рефлексия, оценка собственной деятельности. 2. Наглядные пособия и тех. средства: мультимедийный проектор, презентация по теме, высказывания о значимости языка; 3. Раздаточный материал: памятки, орфоэпические словари, тестовые задания. Используемые источники 1. Герасименко Н.А. Русский язык:Учебник для студентов сред. Проф. Учебн. Заведений/ Н.А. Герасименко, А.В.Канафьева, В.В.Леденева и др.; Под. Ред. Н.А. Герасименко.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-496с. 2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2007. С.5-14. 3. Орфоэпические нормы (ЕГЭ 2010 г.). Приложение к "Методическому письму "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования". С. 25-29 - http://www.fipi.ru/ binaries/937/rusmp2009.doc. 4. Юминова Е.В. "Орфоэпическая разминка для старшеклассников" /Русский язык, № 05, 2007. С.24-26. 5. Юминова Е.В. Маленькие тесты по орфоэпии. /Русский язык, № 16, 2009. С. 21-25; № 19, 2009. С. 16-20. 6. Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17. Содержание занятия 1. Орг. момент.(2-3мин) …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев - Марлинский. 2. Актуализация уже имеющихся знаний студентов по теме “Орфоэпия”(3 минуты).(работа с учебником стр.13-15) 3.Обобщение, углубление знаний студентов по теме занятия (50минут) Слово преподавателя. Орфоэпия и фонетика - важная сторона литературного языка. Известный ученый-лингвист Р.И.Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти также мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. Иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Лекция преподавателя с элементами беседы. Орфоэпия (от греч.orthos "простой, правильный" и epos "речь") - раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения - орфоэпические нормы - и охраняет их. (учебник стр.16) Прочитайте вслух: Торты, кухонный, арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека. А где мы можем проверить орфоэпические нормы данных слов? (в орфоэпических словарях ) Произносите правильно: ТОрты, кУхонный, арАхис, баловАть, гЕрбовый, донЕльзя, красИвее, давнИшний, квАртал, Иконопись, откУпорить, еретИк, диспансЕр, обеспЕчение, дремОта, знАмение, завИдно, опЕка. - Почему так сложно бывает выбрать, где сделать ударение в слове? Помогают нам в этом разобраться-словари, из которых мы черпаем нужную для нас информацию Сообщение студента. ( Миниисследование об особенностях русского ударения). (запись студентами в тетрадь) 1.русское ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы: арЕст, вОгнутый. 2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным. - Вы все изучаете иностранные языки, (немецкий, английский), а в чем особенность орфоэпических норм в этих языках? Миниисследовательская работа ( при подготовки к уроку были проведены исследования ряда слов. Работая со словарями, ему необходимо было выяснить разноместное ли ударение в английском, немецком и французском языках). Вывод: французский язык – ударным является последний слог, немецкий язык – чаще ударение падает на первый слог, английский - чаще ударение падает на корень слова. Орфоэпическую нормированность проверяем в орфоэпических словарях. Работа с памятками. Продолжение лекции. Давайте рассмотрим те правила постановки ударения, которые значительно могут облегчить нашу жизнь. Обращаю ваше внимание на те, памятки, которые лежат у вас на столах. Особенности ударения в разных частях речи. У существительных встречается разновидности передвижения ударения. В именах прилагательных проблемы возникают с постановкой ударения в кратких формах. Перемещение ударения характерно для кратких форм страдательных причастий. В глаголах затруднения с постановкой ударения возникают:1. В формах прошедшего времени, где оно либо сохраняется на том же слоге, что и в инфинитиве. 2. Во многих возвратных глаголах в формах прошедшего времени ударение располагается на окончании. 3. В глаголах, оканчивающихся на -иться, имевших исконное ударение на корень, происходит закрепление новой нормы с ударным суффиксом -и- Трудность представляют глаголы с суффиксом -ирова-. Часть из них имеют исконное или давно закрепившееся ударение на -ировать- другие сохраняют ударение на последнем слоге: формировАть.5. Следует запомнить ударение в некоторых глаголах: баловАтъ — балУю — балУешь, блокИровать, исчЕрпать, костюмировАть, откУпорить, облегчИть, освЕдомить, предвосхИтить, принУдить, предложИть, углубИть, ходАтайствовать. Миниисследование: Терминологическая лексика с точки зрения ее произношения и употребления. (при подготовки к уроку были проанализированы орфоэпические нормы слов связанных с кабельным производством). КАбель, палстикАт, экстрУдер, полиэтилЕн, изолЯция, бронелЕнта,шнЕк, гидрофобинОл, полипропилЕн,опрессовАние, ошлангОвка, волочЕние, пельЕра, дормАтрица. Вывод: Современному специалисту важно не только знать лексическое значение терминологической лексики, но и недопускать орфоэпические ошибки в употреблении и не забывать об орфографических правилах. (пользоваться орфоэпическими и терминологическими словарями). 4.Тренировочные задания на закрепление (30 минут). Обратимся к учебнику, выполним упр. № 26 стр.14 (самопроверка). Пользуясь словарем, исправьте ошибки в словосочетаниях подать ходатАйство на гербОвой бумаге, стала еще красивЕе, огромные бантЫ, сотрудники будут премИрованы, заклЮчим договор, средствА воротЯтся, дАвнишний кАталог, развитее логического мЫшления. Творческая работа (с данными словами составить минитекст 5-6 предложений соблюдая орфоэпические нормы ) ЖалюзИ, избаловАть, , кремЕнь, лИфты, кровоточИть, красИвее, нАбело, мизЕрный, путепровОд, фенОмен, стАтуя, фОрзац, тОрты, украИнцы, пАмятуя, дремОта, пломбирОванный, облегчИть, цыгАн, включИт, газопровОд. Тестовые задания (взаимопроверка) 1. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а)безУмолчный б) ворожеЯ в)гЕрбовая г)жАлюзи д)бАлованный 2. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а)нЕмощный б) завсегдатАй в)взЯла г)позвОнит д) мЕльком 3. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а) договОр б) алкогОль в) ходатАйствовать г)нерпА д)ненЕцкий 4. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а)упрочЕние б)филателИя в)досУг г)дремотА д)коклЮш 5. В каких словах ударным является третий слог? а) договор б) донельзя в) бюрократия г) лифтовой 6. В каких словах ударным является первый слог? а) начался б) корысть в) камбала г) плесневеть 7. В каких словах ударным является второй слог? а) пломбированный б) диспансер в) некролог г) пуловер 8. В каких словах ударным является второй слог? а) пригубить б) щавель в) квартал г) статуя 9. В каких словах ударным является третий слог? а) поедом б) туника в) мастерски г) откупорить 10. Найдите слова, для которых характерно вариативное ударение. а) кулинария б) исчерпать в) мышление г) творог Ответы. 1 – б, в 2 – а, д 3 – а, б 4 – б, в, д 5 – а, в, г 6 – в, г 7 – г 8 – а, б, в 9 – а, в 10 – а, г После чего студентами выставляются оценки «5»-10-9 прав. ответов «4»-8-7 прав. ответов «3»-6-5 прав. ответов «2» менее 5 прав. ответов 5. Рефлексия.(5минут) Итак, подведем итоги. Сегодня на занятии мы с вами обобщили знания о разделе лингвистики под названием «Орфоэпия». Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым признаком культурной, грамотной речи. - На что необходимо обратить внимание при выполнении задания теста из раздела «Орфоэпия»? Оценка собственной деятельности. -Какие трудности могут у вас возникнуть при выполнении задания из этих разделов? - Что для вас было новым при повторении темы «Орфоэпия»? - Какой материал из этих разделов вы хотели бы закрепить еще раз? 6. Домашнее задание: выполнение тренировочных заданий в рабочих тетрадях по разделу «Орфоэпия» стр.17-20, повторение теор. Мат. Учебник стр.13-17
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (18.10.2017)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar