Главная » Статьи » Остальное

«Лишь слову жизнь дана...»
________________________________________ «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. Долгое время я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Для проведения уроков русского языка рекомендую использовать такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку». При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. Перед вами фрагмент программы «Кирилл и Мефодий.6кл.» Благодаря такой яркой таблице дети хорошо усваивают значение корней -ЗАР- -ЗОР-, связанное с восходом и заходом солнце. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Так, при изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (Урок 4) Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. При изучении темы «Имя существительное» с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное (Урок 11). В этом нам опять поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке. Очень удобно подается новый материал «Не с прилагательными» в 6 классе (Урок 15). Сначала предлагается вспомнить правило «Не с существительными», а затем ребята знакомятся с новой темой. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы. На уроках закрепления изученного материала демонстрация фрагментов программы с использованием мультимедийного проектора значительно повышает интерес к предмету. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы послеприставок» (урок 6). Повторяем по ней правило, затем в тетрадях выполняем задания тренажера, а 2 учащихся вставляют буквы на компьютере. На демонстрационном экране проверяем выполнение работы и, если компьютер сигнализирует об ошибке, коллективно исправляем. Затем целесообразно провести проверочную работу со всем классом. На таких уроках, обычно в начале, удобно проводить автоматизированный опрос учащихся по изученной теме с применением тренажера данной программы. На уроках обобщения изученного уместно использование итогового тестирования, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Например, в течение итогового урока в 6 классе по теме «Имя прилагательное» все ученики выполняют контрольный тест (Урок 16), который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно... Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания (Урок 5, тренажер «Непроверяемые и проверяемые гласные », урок 6 ). Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно. При очевидных достоинствах программного продукта «Кирилл и Мефодий» у него все же есть недостатки. Так, некоторые темы ошибочно внесены в курс 5 кл., например, «Сложносокращенные слова», «Правописание суффиксов имен прилагательных», «Четыре вида корней с чередованием». А вот тема «Глагол» отсутствует вовсе. Таким образом, есть несоответствие учебной программе. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Раньше поиск этих музыкальных произведений затруднял подготовку к уроку, теперь же достаточно только воспользоваться программой БЭНП. Использование биографических данных, которые приведены в программе в виде хронологического плана, не всегда можно использовать на уроке, т.к. некоторые из них содержат фактические и орфографические ошибки. А вот видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет». Такие уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность. «Земные чувства все отдайте постиженью новизны»- эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических. Библиографическое описание: Ягудина Р. И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 89-91. Опыт работы над проблемой использования ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствует о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности. Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делает уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы. Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. Например, к уроку литературы в 10 классе на тему «Осень в литературе, музыке и живописи» мои ученики готовят групповые домашние задания – презентации: «Тема осени в музыке», «Образ осени в русской живописи», «Осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина», «Осенние шедевры И. Левитана», видеофильм «Осень в родном краю», видеофотоальбом «Отговорила осень золотая», аудио-сборник «Песни об осени современных композиторов». Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе. Хороший эффект дает применение ИКТ на итоговых и обобщающих уроках по творчеству поэтов и писателей. К ним ученики обычно готовят свои проектные работы с компьютерной презентацией. Например, к итоговому уроку по творчеству А.П. Чехова в 10 классе школьникам предлагаются следующие проектные работы: «Друзья А.П. Чехова», «Чехов и МХАТ», «Благотворительная деятельность А.П. Чехова», «Чеховские места России», «Чехов и русские художники», «Произведения Чехова в кино», «Чехов и музыка» и др. На основе проектных, исследовательских, творческих работ учащихся с использованием компьютерных технологий провожу научно-практические конференции, творческие вечера. Например, итогом размышлений учащихся на уроках литературы, посвященных теме «Человек и природа» стала школьная конференция «О чем скорбишь, мое село?», на которой ученики представили свои презентации: «С чего начинается родина?», «Красивое и безобразное рядом», «Святые места родного края», видеофильм «Плач речки Булатки». Ребята с большим желанием выполняют творческие задания и получают моральное удовлетворение и познавательную пользу для себя. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников правильно использовать компьютер для своего самосовершенствования, показать, что он не только игрушка и средство общения, но важный источник знаний и незаменимый помощник в умственном, духовном, творческом развитии человека и решении многих жизненных проблем. Но иногда, пользуясь компьютером, ученики без труда и усилий выполняют домашние задания: скачивают с сайтов готовые доклады, рефераты, сочинения, творческие работы. Считаю, что от такой «работы» пользы мало и для ученика, и для учителя. Поэтому педагог должен научить учеников обработать найденную информацию, преобразуя ее в виде тезисов, опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.д. Учащимся нравится выполнять задания на компьютере: редактировать тексты, набирать тексты своих творческих работ, составлять сборники, оформлять свои доклады, проектные работы, рефераты, создавать слайдовые презентации, клипы, компьютерные рисунки, пособия к урокам, дидактические материалы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию учащихся к изучению предметов, развивает их творческую активность. Уроки получаются более интересными, насыщенными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты. Литература: Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, М., 1995. Власкин А.А., Сенцова Т.М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции “Информационные технологии в образовании” (“ИТО-97/98”). Поташник. Инновационный процесс в школе. – М., 1991. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Ягудина Р. И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 89-91. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Аннотация В статье говорится об использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. Автор отмечает необходимость их применения, указывает на цели и задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий. Составитель статьи показывает, какие информационные технологии применяет на своих уроках, какие проблемы при этом решает. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Сам факт проведения урока русского языка и литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку и литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии. Компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Цели применения компьютера на уроках русского языка и литературы: 1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; 2. обогащение словарного запаса; 3. овладение нормами литературного языка; 4. знание лингвистических и литературоведческих терминов; 5. формирование общеучебных умений и навыков. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования способствует совершенствованию практических умений и навыков; позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к урокам русского языка и литературы; активизирует познавательную деятельность учащихся. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка и литературе позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку, делает урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Очень хорошим помощником учителя являются уроки « Кирилла и Мефодия», которые я активно использую на своих уроках. Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора учащихся. На основе этих уроков они составляют презентации. Материал для своих презентаций учащиеся находят в Интернете. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с применением компьютера развивают умение учащихся работать с ним, самостоятельно решать учебные задачи. Формировать ключевые компетенции учащихся помогают учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много. С их помощью осуществляю разноуровневое обучение. Пока 1-й вариант (дети, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант (сильные ученики) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза, тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома 1 СЕНТЯБРЯ и др.). Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне как учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем: 1. помогают повысить уровень своих знаний; 2. повысить интерес учащихся к предмету; 3. повысить успеваемость и качество знаний учащихся; 4. сэкономить время на опрос учащихся; 5. дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях. Я убедилась, что использование ИКТ на уроках дает высокие результаты: 1. развивает творческие, исследовательские способности учащихся, 2. повышает их активность, 3. способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, 4. способствует превращению систематических знаний в системные; 5. помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения. Литература 1. Хахалева Н.Н. «Роль компьютера в процессе овладения орфографией» Русский язык в школе.// 2001 № 1 стр.13-18 2. Шафрин Ю.А. «Информационные технологии» в 2-х ч. М. «Бином», 2004 Статья и презентация "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью. XXI век. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; • формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; • расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов: 1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование). 2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога» 3. Участие в работе дистанционного областного семинара по данной теме. 4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы. И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга! Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала: 1. Повышение мотивации обучения. 2. Развитие познавательной активности учащихся. 3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам. Задачи: • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. • Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока (Приложение № 1, 2). Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций (Приложение № 3 – презентация к уроку русского языка в 5 классе «Простые и сложные предложения», план-конспект урока). Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей про веркой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса (Приложение № 4 –презентация к уроку русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым», план-конспект урока). В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем (Приложение № 5, 6. Урок зачёт по теме «Имя прилагательное», урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях»). Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект -Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках. В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках литературы. Показав один из эпизодов фильма по одноимённому произведению А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка», я сумела заинтересовать детей творчеством поэта так, что в течение нескольких дней в школе после уроков устраивались сеансы по просмотру фильмов по произведениям А.С Пушкина, на них приходили дети из других классов. Помню, какое бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! Чтобы не «смазывать» впечатления от просмотренного приходится идти на изменение расписания уроков, иногда занимать уроки отсутствующих по разным причинам учителей. Поверьте, это того стоит! На дистанционных курсах« Создание сетевого информационного пространства педагога» нам было предложено написать эссе на тему «Интернет в школе». Я приведу текст своей работы в полном объёме: «Интернет на уроке. Ещё совсем недавно - это было из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь мои ученики получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах. Интернет пришел на урок! И вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова. Хочешь проверить свои знания. Опять на помощь придёт Интернет. «Штурмуем» тесты ЕГЭ! Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать. А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал. Кто ещё сомневается в необходимости и нужности Интернета?» Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования: • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»; • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить; • нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним; • обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше); • предупредить учеников о критериях оценивания работы: • показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования; • список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора; • программа реализации задания Word, PowerPoint; • объём работы. Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. 2. Создание мультимедийной презентации по теме (Приложение № 5, 6, 7. Урок- зачёт по теме «Имя прилагательное», урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях», внеклассное мероприятие по русскому языку «Когда слова становятся крылатыми»). Сразу отмечаю, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам. 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся. 6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто очень уч-ся находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Например, ученики мне предложили ряд презентаций по творчеству А.С.Пушкина Ясинской Светланы Георгиевны МОУ СОШ № 2 г. Череповца. На сайте учителя есть ссылка с разрешением использовать бесплатно данные материалы. Нам они очень понравились – и украсили наши уроки. Использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru. После самостоятельной работы со средствами Интернет я предлагаю наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание. А за создание исторической галереи по роману « Война и мир» ученики 10 класса получили оценки ещё и по истории. Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках. Выручает нас и электронная библиотека Либрусек. В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Так, стихотворения новокрестьянских поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, их портреты, биографические данные, произведения мы смогли найти только там. Главы из романа А.И.Солженицыа « Архипелаг ГУЛАГ», «Фауста» Гёте пришлось распечатывать и давать для прочтения детям домой. Только таким образом мы могли познакомиться с произведениями этих авторов. Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие. В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Почему я редко их использую? Составлены они не в соответствии с учебной программой конкретного класса, а по всему курсу русской литературы. С ними могут в полном объёме справиться только ученики 11 класса. В остальном, использование этого учебника очень удобно: все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск. Необходимо, чтобы этот электронный учебник был установлен на домашнем компьютере учителя, чтобы при подготовке к уроку он мог предусмотреть, на каких этапах урока он будет использоваться, чтобы не терять время, быстро научиться работать с его разделами, при необходимости распечатать тексты. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся (Приложение № 7). Так с его использованием я проводила урок в 11 классе « Готовимся к ЕГЭ». Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика. Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному»: 1) Вставить пропущенные буквы в слова из словосочетаний типа пол..скать бельё, прил..скать ребёнка. 2) Опознавание орфографических и пунктуационных правил. Например, выбрать из предложенных нескольких рядов ряд слов с проверяемой безударной гласной корня. 3) Умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач. Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков. Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим: • ученик работает активно и самостоятельно; • изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; • применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; • у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура; • формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей. С опытом работы по данной теме я неоднократно выступала на заседаниях школьных методических объединений, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение: 1. Открытый урок русского языка в 5 классе по теме « Простые и сложные предложения». 2. Открытый урок русского языка в 11 классе «Повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ». 3. Разновозрастной интегрированный урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях…» (творчество В.С.Высоцкого). 4. Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-9 классах «Когда слова становятся крылатыми…» и другие. На муниципальном уровне в 2009 году я заняла 1 место в конкурсе методических разработок по теории литературы, где представляла разработку урока литературы в 5 классе «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться… Понятие об эпитете» с попутным применением ИКТ, участвовала в районном мастер-классе, где наряду с опытом работы по применению технологии критического мышления рассказывала об использовании в учебном процессе компьютерных технологий. В 2009 году приняла участие в дистанционном областном конкурсе « Учителя в сети» с разработками двух веб-квестов по теме. В данное время эти материалы размещены на сайте областного территориального центра на личной страничке этого конкурса. В 2009-2011 учебном году мои ученики Капралова Марина (9 класс), Вильчик Светлана (11 класс), Мироновский Василий (11 класс) приняли участие во всероссийском дистанционном конкурсе книголюбов «Мы достойные внуки великой Победы», его результаты в данное время не объявлены. Начиная с 2007 года, я работаю над внедрением информационно-коммуникативных технологий в уроки русского языка и литературы. Мною проводился сравнительный анализ использования ИКТ на моих уроках (применение мультимедийных презентаций и электронных учебников), начиная с 2007 года: в 2007-2008 учебном году при недельной нагрузке в 14 часов использование данной технологии на уроке составляло – 9, 6 %; в 2008-2009 учебном году – 20, 6 % ( 14 часов учебной нагрузки), в 2009-2010 учебном году – 31, 7 % (21 час учебной нагрузки). Больший процент (67 использование ИКТ – это уроки литературы в 9-11 классах. Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 60 % до 67 %, по литературе с 61 % до 70 %. В 2010 году 100 % уч-ся 11 класса сдали ЕГЭ по русскому языку и получили аттестаты о среднем (полном) образовании (Приложения № 9, 10). Обучающиеся 9 класса во время итоговой аттестации 2007-2008 учебного года показали 100 % успеваемость, 80 % - качество знаний (традиционная форма итоговой аттестации), в 2009-2010 учебном году итоговая аттестация проводилась в новой форме: из 6 уч-ся – 5 справились с заданиями ГИА (83,3%), качество знаний при этом составило – 66 %. Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ. Планирую продолжить работу над данной темой и в 2010 году начать дистанционное обучение в ИКТ – школе в рамках Ассоциации «ОСЬ» на курсах при Восточно_Сибирской Государственной академии образования (ВСГАО). В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (07.11.2017)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar