Главная » Статьи » Остальное

Качество образования как основной ресурс развития личностного потенциала студентов гуманитарного цикла.
Качество образования как основной ресурс развития личностного потенциала студентов гуманитарного цикла. “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. Бернард Шоу Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах, с прочными фундаментальными знаниями, уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, студента. СПО является для студентов не только местом получения знаний, но и местом приобретения социального опыта. В этой связи, исходя из современного понимания роли педагога в профессиональном, личностном и социальном становлении обучающегося колледжа, одной из основных задач в качестве образовательной деятельности следует считать формирование профессиональной компетенции и умение работать с молодежью. Для повышения качества образования гуманитарного цикла на занятиях по русскому языку, рекомендуется применять практико-ориентированные технологии, на которые делается акцент в ФГОС, которые не являются совершенно новыми в образовании. К данным технологиям, наиболее применяемым на занятиях русского языка можно отнести проектную деятельность и проблемное обучение. Практико-ориентированность может обеспечиваться за счет интеграции способов организации учебной деятельности, направленных на формирование практических умений и навыков у будущих специалистов для использования их в профессиональной деятельности. Данная система обучения русскому языку с применением практико-ориентированного подхода способствует развитию способности у студентов к профессиональному общению. Цель системы обусловлена потребностью общества в специалистах, обладающих способностью проводить грамотное профессиональное общение. Поставленная цель направлена на решение нескольких задач. Обучающие задачи направлены на формирование системы знаний, умений. Развивающие задачи призваны развить профессионально важные качества будущего специалиста. Воспитывающие задачи направлены на овладение культурой поведения и межличностного общения. При подготовке к занятиям, осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для студентов из специальной литературы, справочников для студентов СПО с целью развития способности к профессиональному общению. Получив теоретические знания об общении, нормах и правилах профессионального языка студенты включаются в активную коммуникативную деятельность. Рассмотрим, как осуществляется данная система обучения языку на практике. В колледж идут обучаться на специальности молодые люди не только со слабой мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку. Чтобы мотивировать студентов на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной работы с преподавателями спец. дисциплин. Первый этап работы включает проведение консультаций с преподавателями на предмет установления тем, которые вызывают наибольшие трудности, с точки зрения освоения терминологического аппарата профессии. Важно также определить источники формирования Словаря профессиональной лексики, обязательной для освоения студентами колледжа по соответствующей специальности. На втором этапе важным моментом является разработка учебно-тематического плана с учетом последовательности изучения профессиональной лексики на предметах профессиональной подготовки и занятиях по русскому языку, установление единых критериев оценки знаний, умений и навыков по владению профессиональной лексикой. Результативность практических занятий зависит от многого. При планировании и проведении их необходимо учитывать много факторов. Например, содержание, форма и используемые на занятии технологии должны соответствовать не только обще дидактическим принципам обучения, но и учитывать специфику учебного коллектива, его установки и ожидания. Во-первых, активное использование в практике преподавания всех форм поисковой учебной деятельности. Во-вторых, обращение к разным формам и видам индивидуализации обучения, направленных как на учет особенностей и образовательных потребностей каждого студента, так и на формирование персональной ответственности каждого за достижение не только личного результата, но и на решение учебной задачи всей группой. В-третьих, разработка упражнений и заданий с методическими указаниями для текстов по конкретной специальности для всех этапов освоения материала, в том числе и для итогового контроля с использованием ИКТ. Необходимо регулярно анализировать эффективности истин учебного времени, отводимого на практическое занятие, анализировать результативность учебной деятельности каждого участника и группы в целом. На занятиях нужно применять различные формы работы: как индивидуальные с применением карточек-заданий, так и групповые, коллективные. Темы для заданий необходимо брать с учетом профессиональной специализации учащихся - бухгалтер, электромонтер. Студентам могут быть предложены разнообразные задания, разные по сложности: Выпишите из текста слова, имеющие отношение к профессии (в зависимости от специальности) и определите их принадлежность к определенной части речи. Обращаясь к толковому словарю, дать объяснение терминов. Подумайте, отчего, зависит качество работ. Используется специальная лексика, относящаяся к профессии, и лексику, относящуюся к орудиям труда, составление собственных текстов. В предложенном вам тексте помимо лексики, имеющей отношение к профессии, используется лексика, имеющая отношение к другим профессиям. Выписываются из текста прилагательные, характеризующие производственные процессы или относящиеся к профессиональной лексике, объясняя их значение и разбор их по составу. Составление с выписанными словами предложений. Предлагается исследовательская работа с терминологической лексикой об установлении и нарушении орфоэпических норм. Особое место уделяется исследовательской деятельности – это один из способов творческого развития студентов. Выполняя собственное исследование, студент не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность - вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе студент, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Целенаправленная работа над теоретической и практической важностью отбора и описания лексических средств профессионально-ориентированного обучения студентов, которые способствуют овладению материала и видов речевой деятельности, пониманию значимости знаний по овладению профессией и формированию общих компетенций таких как: ОК.2 – организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК. 3 – решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК.4- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК.5- использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК.6 – работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем. Особое внимание в условиях личностно ориентированного занятия необходимо обращать на домашнее задание. Где используются разно уровневые задания, которые проверяют знания студентов по основным разделам курса, включая тренировочные задания для самостоятельной подготовки и оценивающие уровень подготовки студентов, ориентирующие на умение применять приобретенные знания, грамотно высказывать свою точку зрения. С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Наше образовательное учреждение не стало исключением. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки. Балльно-рейтинговая система основывается на накопительной системе оценки знаний и работы студента, состоящей из: текущего и рубежного контроля по дисциплине в течение семестра, итогового контроля по дисциплине (экзамен, зачет), суммарного балла по дисциплине за семестр (текущий, рубежный и итоговый). Каждый студент по учебной дисциплине в течение семестра выполняет определённое число контрольных заданий, определяемых учебным рабочим планом, рабочей программой, календарно-тематическим планом. Это контрольные работы, тестовые задания, творческие работы, виды самостоятельных работ по части лекционного курса. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений студента в определённом направлении. Ответил правильно на занятии - получил определенное число баллов, написал тест, сдал зачет - еще баллы и т.п. С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим студента стремиться его повысить. Для этого студенты должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения. При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание студент получает баллы. Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет студентов более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа преподавателя несколько упрощается, т. к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «натянуть» на «4». На основании изложенного, можно отметить, что целенаправленная деятельность дает возможность комплексно реализовать общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи, способствующие развитию личностного потенциала у студентов. Во многих учебных заведениях сегодня появились интерактивные доски – ценный инструмент для обучения всей группы. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Важным элементом в применения ИКТ является использование ЭОР, ЦОР (электронных, цифровых образовательных ресурсов, подключаясь к интернету). Использовала ЭОР и ЦОР при изучении таких тем, как «Сложноподчиненные предложения», «Правописание наречий, суффиксов прилагательных, спряжения глаголов, склонение имен сущ.». Это одна из форм самостоятельной работы, которая важно при переходе на ФГОСТ, она помогает развивать орфографическую грамотность у студентов.
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (07.11.2017)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar