Главная » Статьи » Остальное

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. КОЧЕРГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж», преподаватель, Саранск Аннотация В статье говорится об использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. Автор отмечает необходимость их применения, указывает на цели и задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий. Составитель статьи показывает, какие информационные технологии применяет на своих уроках, какие проблемы при этом решает. «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить студентов бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. Общаясь со студентами на занятиях русского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор студентов, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на занятии как между преподавателями и студентами, так и общение студентами друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Сам факт проведения занятия русского языка и литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует студентов, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Он чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Студенту интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Я убеждена, что задача каждого преподавателя - словесника – сделать каждое занятие привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки студентов по русскому языку и литературе нужно активно внедрять современные проектные и информационные технологии. Компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для студента он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Цели применения компьютера на занятия русского языка и литературы: 1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; 2. обогащение словарного запаса; 3. овладение нормами литературного языка; 4. знание лингвистических и литературоведческих терминов; 5. формирование обще учебных умений и навыков. При организации самостоятельной работы студентов по формированию основополагающих знаний по курсу, по коррекции и учету знаний студентов использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет студент. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования способствует совершенствованию практических умений и навыков; позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к занятиям русского языка и литературы; активизирует познавательную деятельность студентов. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности студентов. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы студентов с помощью программно – педагогических средств, от степени, совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «преподаватель – аудитория– студент» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности студента и роль преподавателя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка и литературе позволяет разнообразить формы работы, деятельность студента, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание студента, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к занятию, делает его более интересным. На занятиях литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Хорошим помощником преподавателя являются уроки « Кирилла и Мефодия», которые я активно использую на своих занятиях. На основе этих уроков они составляют презентации. Материал для своих презентаций студенты находят в Интернете. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность студентов, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию. Занятия с применением компьютера развивают умение студента работать с ним, самостоятельно решать учебные задачи. Формировать ключевые компетенции студентов помогают учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много. С их помощью осуществляю разноуровневое обучение. Пока 1-й вариант(студенты, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант (сильныестуденты) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза, тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома 1 СЕНТЯБРЯ и др.). Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне как преподавателю - словеснику одновременно решать ряд проблем: 1. помогают повысить уровень своих знаний; 2. повысить интерес студентов к предмету; 3. повысить успеваемость и качество знаний студентов; 4. сэкономить время на опрос студентов; 5. дают возможность студентам самостоятельно заниматься не только на занятиях, но и в домашних условиях. Использование ИКТ на занятиях дает высокие результаты: 1. развивает творческие, исследовательские способности студентов, 2. повышает их активность, 3. способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, 4. способствует превращению систематических знаний в системные; 5. помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к предмету. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения. Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. 2. Создание мультимедийной презентации по теме (Приложение № 5, 6, 7.) Урок – зачёт, внеклассное мероприятие по русскому языку 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. 4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся. 6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с преподавателем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию преподавателя.. Используются в работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru. После самостоятельной работы со средствами Интернет предлагаются наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание. А за создание исторической галереи по роману « Война и мир» студенты получили оценки ещё и по истории. Подбор музыкального сопровождения к урокам литературы. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках. Выручает нас и электронная библиотека Либрусек,где можно найти произведения нужных поэтов, , их портреты, биографические данные, произведения. Главы из романа А.И.Солженицыа « Архипелаг ГУЛАГ», «Фауста» Гёте. Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать студентов, побудить их к его прочтению. При контроле знаний студентов в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» Литература 1. Хахалева Н.Н. «Роль компьютера в процессе овладения орфографией» Русский язык в школе.// 2001 № 1 стр.13-18 2. Шафрин Ю.А. «Информационные технологии» в 2-х ч. М. «Бином», 2014 3. Ягудина Р. И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 89-91.
Категория: Остальное | Добавил: oliakochergina2017 (18.10.2017)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar