Главная » Статьи » KOS

Обобщение опыта
Обобщение опыта работы преподавателя русского языка и литературы Кочергиной Ольги Александровны Тема опыта: Использование Личностно-ориентированной технологии обучения как реализация акмеологического подхода на занятиях русского языка. 1 Актуальность опыта Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания студентов. Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных подходов в системе образования. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А.А. Деркач). Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха. Актуальность темы “Акмеология как условие повышения качества образования” обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям. Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом: цель и задачи технологии; методологическая основа; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение. “Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.” К числу акмеологических можно отнести следующие технологии: игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования), технологии психоконсультирования, тренинговые технологии, технологии развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, метод проектов. Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе в системе образования очевидна, поскольку общество ожидает от учебных заведений, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. 2.Условия возникновения и становления опыта - Внедрение новых педагогических технологий в работу; - создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, сопережи¬вание, соучастие и т.д.; - постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу¬дут увлекать студентов; - накопление материала; - накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; - наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного ин-тереса студентов к изучению предметов. 3. Цель педагогического опыта: Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеурочной деятельности. Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса студента (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал студентов через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности. Реализация акмеологического подхода на занятиях русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА обучения: разрабатывалась на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. 1. Формы, методы и приемы организации личностно-ориентированного занятия. – создание условий для познавательной активности студентов. Это одна из центральных проблем современной образовательной системы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив студентов за парты, освоения знаний не произойдет. Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к студентам, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности студента: а) создание ситуации успеха (на каждом занятии студент должен почувствовать радость от успешно проделанной работы); б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны преподавателя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих студентов); в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу студентов; г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом студенте уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить; д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одногруппниками, родителями через внутриколледжские олимпиады, кружковую работу, участие вовнеурочных мероприятиях и т.д.; е) возможность каждого студента видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования; ё) педагогическое сотрудничество; ж) учет жизненного опыта каждого студента (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений). Область применения: 1 – 2 курсы Продуктивность: 1. Повышение качества знаний студентов. 2. Успешность учебной деятельности. 3. Формирование личностного смысла студента. 4. Эмоциональное благополучие студента в коллективе 5. Укрепление у студентов в коллективе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного. Внедрение: работа ведется более 5 лет во всех группах, где я работаю. Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на занятиях и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей студентов, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания. Результативность работы. По такой системе работаю уже более 5 лет на 1 – 2 курсах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на занятиях ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и преподавателю, и студенту. Происходят качественные изменения в структуре личности студента: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым студентом посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, в 2011-2012 учебном году коэффициент успешности моей работы составлял 96,3%, коэффициент качества – 6,6%. По итогам I полугодия 2012-2013 учебного года коэффициент успешности составляет 100%, коэффициент качества – 70%. Создание развивающей речевой среды на занятиях и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей студентов. Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост. Подготовить и провести занятие, который предполагает творческую активность студента и преподавателя, на котором каждый студент чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого преподавателя. К таким занятиям я шла в течение многих лет работы в колледже. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких занятий сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Использование технологий, методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении на занятиях русского языка». В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности студентов, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к студентам – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные ин- инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы. Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Целевые ориентации данной технологии: 1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений; 2. Гуманно-личностный подход к студенту; 3. Единство обучения и воспитания. Особенности содержания и методики. В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления: 1. Гуманно-личностный подход к студенту. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3. Концепция воспитания. 4. Педагогизация окружающей среды. Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего студента, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили. Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики. Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики: - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в студенте благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. - Развитие и становление познавательных сил студента. - Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений. - Идеал воспитания – самовоспитание. Требование обучать всех студентов в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть студентов не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения. Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее: 1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. 2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. 3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному занятию, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, преподаватель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного занятия, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач занятия, его результативности. Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю: - Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? - О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии? - Какие задачи вы ставите перед собой? - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии? Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, студенты проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Огромные возможности для развития познавательной активности студентов, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в образовании технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, студенты «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем студенты разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка на 1 курсе по теме «Повторение изученного о деепричастии», для того чтобы студенты могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе. На следующем этапе занятия. Работая над другим текстом, студенты должны были пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое студентов из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют деепричастия в нем. Двое других студентов определяли видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном из предложении, отчего зависит использование деепричастий определенного вида в тексте в целом. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость студентов их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех коллектива. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах занятий. Дидактический материал, различные виды заданий для занятия подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами студентов. Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи студентов. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса студентов, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на занятиях развития речи является сочинение-рассуждение. Подготовка студентов к написанию сочинения-рассуждения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Это один из самых сложных видов деятельности. Особое внимание уделяю подбору материала. Чтобы заинтересовать студента этой работой. Определив тему и проблему текста вместе с ребятами обсуждаем ее значимость, высказывая свою точку зрения, учитывая точку зрения автора. Приобщение их к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе занятия. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинения-рассуждения в разных стилях Много времени уделяю индивидуальной работе с теми студентами, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе. Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности студентов, чем обычное занятие. В творческих мастерских студент не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» студента к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Атмосфера доверия, сотрудничества студента и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту студентов, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности студента, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!» Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства со студентами. Преобладающие методы на таких занятиях: проблемно-поисковые и диалогические. Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие студенты не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений. Рефлексия как один из необходимых моментов личностно-ориентированного урока. О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на занятиях у многих опытных преподавателей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятиях, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах занятия: - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? - Достигли ли мы цели занятия? - Какие трудности при решении задач занятия возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли? - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным? - Такие вопросы способствуют формированию у студентов критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении студентов после занятия в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце занятия по повторению деепричастия предлагаю такое задание: - Составьте предложение с деепричастиями или деепричастными оборотами, в котором выразите состояние студента, у которого был неудачный день. Вот начало предложения: Студент идёт домой (как?) … Студенты составляют предложение: Студент идёт домой, (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь о встрече с родителями. - А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего занятия вы? Ребята предлагают свои предложения: Мы будем идти, улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой. Если на занятии обстановка доброжелательная. Студенты не чувствуют себя скованными, искренне поделятся своими мыслями. Особое внимание в условиях личностно ориентированного занятия обращаю на домашние задания. Часто использую разноуровневые задания. С этой целью мной была разработана рабочая тетрадь для самостоятельных работ. Личностно–ориентированные занятия позволяют не только ярко проявить себя студенту, но и преподавателю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины. В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности преподавателя и студента: занятия – семинары, занятия – практикумы, занятия - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких занятиях самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать занятие интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Занятие должно быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность преподавателя и студента воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты. Основной составляющей занятия является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания. Русский язык связан со всеми общеобразовательными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения», поскольку он отражает все стороны действительности и без овладении языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Едва ли не самой важной целью использования литературных произведений на уроках русского языка является приобщение студентов к сокровищнице русской и мировой литературы. Чтобы привить любовь к поэзии на уроках русского языка я использую поэтические пятиминутки. Н а п р и м е р: Стремглав наез(?)ники помчались; Дружины кон(?)ные см..шались; Сомкнутой, дружною стеной Там руб..т(?)ся со строем строй; Со всадником там пеший б(?)ет(?)ся; Там конь испуган(?)ый н..сет(?)ся. З а д а н и е: 1. Записать предложение орфографически верно. 2. Найти глаголы, указать их время. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин использует в одном предложении разные временные формы? 3. Обозначьте грамматическую основу предложения. Какое это предложение? При изучении темы «Употребление прилагательных в речи» использую стихотворение В. Брюсова Воздух живительный, воздух смолистый Я узнаю. Свет не летит, упоительный, чистый, Словно в раю. Узкой тропинкой к гранитным прибрежным Вышел, стою. Нежу простором, суровым и нежным, Душу мою. Сосны недвижны на острове, словно В дивном краю. Тихие волны лепечут любовно Сказку свою. З а д а н и я : 1. Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описать пейзаж, настроение. В прямом или переносном значении они употребляются? 2. Найдите предложение со сравнительным оборотом. 3. Выпишите 5-6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова. 4. Разберите как часть речи любое прилагательное. Одно из эффективных средств мотивации студентов– музыкальные произведения. Я использую их как эмоциональный стимул к работе, самостоятельный источник впечатлений. Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трех минут: основное время на занятии отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания. Мир студентов надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы студент мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированное занятие предоставляет огромные возможности для решения этих задач. В заключении хотелось бы отметить, что«Литература – это искусство слова, слово-первоэлемент литературы». В этом высказывании неразрывно связаны два предмета образования – русский язык и литература, так как именно они имеют наибольшее значение в обогащении духовного мира человека. В колледже проводится систематическая целенаправленная работа, способствующая подрастающей личности овладеть богатствами русского языка и литературы. Она позволяет достичь определенных результатов, способствовала более полному усвоению программного материала, изучению дополнительных источников речевой и культуроведческой информации, помогает студентам справиться с заданиями разных видов сложности. На основании изложенного, можно отметить,что целенаправленная деятельность дает возможность комплексно реализовать общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи, способствует накоплению у студентов «знаний о мире, постепенно культуры мира и науки, социализации личности, ее адаптации к жизни в современном обществе». Русский лингвист А.А. Потебня писал: «Литературно образованный человек своего народа имеет перед простолюдином то преимущество, что на последнего влияет лишь незначительная часть народной традиции, именно, почти исключено устное предание одной местности, между тем как первый, в разной мере, приходит в столкновении с многовековым течением народной жизни, взятым как в его составных частях, так и в конечных результатах, состоящих в письменности его времени».
Категория: KOS | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar