Главная » Статьи » KOS

KOS
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "Саранский электромеханический колледж" КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Русский язык основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальностям: 230113.51 Компьютерные системы и комплексы, 140448.51 Техническая эксплуатация электрического и электромеханического обслуживания (по отраслям), 210414.51 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) Саранск, 2012 г Одобрен цикловой комиссией Гуманитарных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж» Протокол № ____ от __________________ Председатель цикловой комиссии ________________Н.А.Забродина Утверждаю Заместитель директора по учебной работе __________________Т.С. Иконникова «____»___________________2012 г. Составитель: Шубина Л.Р. - преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж» Эксперты: Внутренняя экспертиза: Техническая экспертиза: Кочергина О.А. - преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж» Внешняя экспертиза: Содержательная экспертиза: Н.А.Волкова, преподаватель русского языка и литературы Республиканский лицей-центр для одаренных детей . СОДЕРЖАНИЕ Название разделов стр. 1. Общие положения 4 2. Формы контроля и оценивания учебной дисциплины 4 3. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на экзамене 5 4. Контрольно-оценочные материалы (КОМ) 8 5. Приложение 1 6. Приложение 2 1 Общие положения В результате изучения учебной дисциплины Русский язык студент должен знать/понимать: • связь языка и истории, культуры русского и других народов; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Формой итоговой аттестации по учебной дисциплине Русский язык является оценка по пятибалльной системе в виде письменного экзамена в конце учебного года. 2. Формы контроля и оценивания учебной дисциплины Дисциплина Форма контроля и оценивания 1, 2 семестры Промежуточная аттестация Текущий контроль Русский язык Письменный экзамен(2сем) Устный опрос, контрольные работы, диктанты, тестовые работы, выполнение тренировочных заданий, творческие работы-эссе 3. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на итоговой аттестации. 2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний, умений и готовность к освоению профессиональных и общих компетенций: Таблица 2.1 Умения, знания, профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки Формы и виды контроля Показатели оценки результата Уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Устный опрос, контрольные работы, диктанты, тестовые работы, лингвистический анализ текстов, выполнение тренировочных заданий, творческие работы-эссе Теоретические знания по различным разделам, формулировка правил, иллюстрирование примерами, умение создавать в письменной форме высказывания на заданную тему, написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту умение анализировать текст, квалифицировать средства речевой выразительности, в полном объеме использовать знания орфографии и пунктуации, доказательства своей точки зрения. Знать: - связь языка и истории; культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Ежеурочный устный контроль знаний, тестирование, контрольные работы, самостоятельные работы, творческие задания Точность и правильность воспроизведения изученного материала, владение литературным языком, знание языковых норм, ориентация в стилях текста ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Письменный экзамен -аргументированность сущности и социальной значимости своей будущей профессии. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -своевременность сдачи заданий, -оценивание эффективности и качества выполнения поставленных задач; -рациональное распределение времени на выполнение заданий ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -обоснованность и аргументированность принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Выполнение тестовых и самостоятельных работ, взаимопроверка, выполнение коллективных творческих заданий, работа в парах на составление тестов по заданной теме, подбор ключей с ответами, презентации по темам, рефераты на углубленные темы по русскому языку -обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи ОК 5 Использовать нформационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. -использование информационных систем для решения вопросов в области совершенствования профессиональной деятельности ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -ясность и аргументированность изложения собственного мнения при групповом обсуждении; -соответствие нормам устной речи; -полнота и доступность рекомендаций потребителю. ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. -выяснение фактической и оценочной информации; -ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений, касающихся своего продвижения, профессионального и личностного развития. ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности -аргументированность необходимости повышения квалификации -отслеживание изменений в области профессиональной деятельности; -использование новых технологий при выполнении профессиональных задач ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) -обоснование необходимости исполнения воинской обязанности, -использование полученных профессиональных знаний в процессе прохождения воинской службы 4. Контрольно-оценочные материалы (КОМ) № п/п Формы и виды контроля Проверяемые знания, умения, общие компетенции и готовность к освоению профессиональных компетенций Приложения 1 Контрольная работа для входного контроля знаний Уровень подготовки по предмету, орфографические и пунктуационные навыки, умение выполнять все виды грамматического разбора. ОК-2, 7 Приложение 1 2 Контрольная работа№1 Лексика Уровень фонетической культуры , фонетический разбор, , навыки правильного литературного произношения. ОК-4, 6, 7 Приложение 2 3 Контрольная работа№2 Фонетика Навыки словообразовательного разбора, ОК- 2, 7 Приложение 3 4 Контрольная работа№3 Орфография Разграничение частей речи, морфологические признаки различных частей речи ОК- 7 Приложение 4 5 Контрольная работа№4 Орфоэпия Особенности стилей, их признаки, работа с текстами ОК-6, 8 Приложение 5 6 Контрольная работа№5 Словообразование Лексические средства образности, работа с литературными приемами, средства ХОРК, фразеологические единицы ОК- 5, 6 Приложение 6 7 Контрольная работа№6 Морфология Принципы орфографии, основные правила написания слов, умение работать с тестами о.к. 6, 7,8 Приложение 7 8 Контрольная работа№7 Синтаксис Пунктуационные знаки, выделения и разделения на письме. ОК- 2, 7 Приложение 8 9 Контрольная работа№8 Пунктуация Синтаксический разбор. Различение единиц синтаксиса, типы связей в предложении и словосочетании ОК-1, 2, 6 Приложение 9 10 Обязательная контрольная работа орфографические и пунктуационные навыки, умение выполнять все виды грамматического разбора ОК-7,8,10 Приложение 10 11 Директорская контрольная работа орфографические и пунктуационные навыки, умение выполнять все виды грамматического разбора ОК-6,7 Приложение 11 Приложения Входной контроль Роза Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз. Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне... Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась. Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а ничто иное. Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро... Выполнить грамматические задания Вариант 1 1. Найти все корни с чередованием, найти в тексте 5 слов с безударной гласной в корне слова. 2. Вокруг – сделать фонетический разбор 3. Предложение (Роза распустилась…) синтаксический разбор Вариант 2 1. Найти все корни с чередованием, найти в тексте 5 слов с безударной гласной в корне слова. 2. Зеленью - сделать фонетический разбор 3. Предложение (В центре палисадника…) синтаксический разбор Приложения Обязательная контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше. Грамматическое задание Вариант 1 1. Выделить все причастные обороты, которые есть в тексте. 2. Предложение (Было густо…) пунктуационный разбор 3. Найти в тексте приложения Вариант 2 1. Выделить все причастные обороты, которые есть в тексте. 3. Предложение (От прежних цветов…) пунктуационный разбор 2. Найти в тексте обособленное определение Обязательная контрольная №2 Диктант с грамматическим заданием Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой. Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички. Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода. Вариант 1,2 1. Выделить деепричастные обороты, найти согласованные и несогласованные определения 2. Морфемный разбор уловимая-невидимый; понапрасну-похрапывали Найти слова, образованные приставочным и приставочно-суффиксальным способами Приложения Директорская контрольная работа №1 Необыкновенные дни Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем. А следующая рана, случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии. Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет. Вариант 1,2 1. Найти в тексте не менее 10 орфограмм 2. Выписать из текста 5 предлогов (производных и непроизводных) 3. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений 1. Но когда он… 2. Он тогда едва… Директорская контрольная работа №2 Величайшая святыня Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: "Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней". И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту. Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой. Ибо прах ты - и в прах обратишься. Задания Продолжить текст отдельным абзацем, высказать свою точку зрения о прочитанном. Приложения Творческая работа №1 Написание эссе по тексту Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава. Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем. Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот. 1.Определите тему, идею, авторскую позицию, приведите 2 аргумента, выскажите свою точку зрения. Творческая работа №2 Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Н.В.Гоголя, соотнесите с художественным текстом «Мертвые души» Путь к озеру Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий. В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь. Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, зашелестели у наших лиц. Приложения Тест №1 1. В каком слове количество звуков и букв совпадает? 1. семь 2. семья 3. моя 4. ясно 2. В каком слове все согласные находятся в сильной позиции? 1. уголь 2. вместе 3. луг 4. здесь 3. В каком слове все согласные мягкие? 1. держи 2. часть 3. цель 4. тише 4. Укажите ошибку в характеристике звуков, входящих в первое слово предложения Снег выпал только в январе. 1.[ с'] – согл., глухой, мягкий 2. [н']- согл., звонкий (сонорный), мягкий 3. [э]- гласный, ударный 4. [г]- согл., звон., твердый 5. В каком слове написание не расходится с произношением 1.деревня 2.часы 3.сдал 4.(пять) зданий Прочитайте фрагмент из повести Гоголя "Ночь перед Рождест¬вом" и выполните задания (1)Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. (2)Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали меш¬ки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых ус¬пели уже набрать довольно за свои колядки. (З)Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. (4)С какой-то досадой и завистью глядел кузнец на такую весёлость и на этот раз проклинал коляд¬ки, хотя сам бывал от них без ума. 6. Определите, какой тип речи используется в этом фрагменте. 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 7. Какое слово или сочетание является «новым» в первой части предложения 4? 1) с ... досадой и завистью 2) глядел 3) кузнец 4) на такую весёлость 8. Какие слова выступают в качестве контекстных синонимов? 1) спешили - успели 2) красавица - Оксана 3) болтала - хохотала 4) досада - зависть 9. Какое слово носит звукоподражательный характер? 1)рассказать 2) хвастала 3) хохотала 4)весёлость 10.Какое слово во 2-м предложении является украинизмом? 11. Укажите фразеологический оборот. 1) крики оглушили (кого-либо) 2) в совершенном удовольствии 3) глядел с завистью 4) был (бывал) от чего-либо без ума 12. Выпишите местоимение, которое служит средством связи между двумя предложениями этого микротекста. 13. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением? 1) Симм..трично, стро..вой, перед..вать, орг..нический 2) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический 3) л..петать, зар.зительно, распор..жение, ч..столюбивый 4) заст..влять, предп..читать, просв..щение, посв..щённый 14. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы. 1) доблЕстный - лЕстный 2) провозглАшать - единоглАсно 3) презИдент - президиум « 4) очерЕдь - очерЁдность 15. Укажите ошибку в подборе проверочного слова, которая ве¬дёт к орфографической ошибке. 1) оруд..е - орудИйный 2) раск..ленный - раскОлотый 3) систем..тически - системАтика 4) л..тература - лИтер 16.. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) обез..яны, предъ..вить, разобьется 2) пр..мелькаться, пр.дварительно, пр..держиваться 3) пред..ставить (отпуск), бесп.. садочный, опр..кинуть 4) и..чезать, ра..жигать, бе..вкусица 17. Укажите лишнюю приставку среди близких по значению. 1) анти- 2) противо- 3) контр- 4)ре- 18.Объясните разницу между словами глиняный и глинистый. 19. Укажите существителъное(-ые), у которого(-ых) в предлож¬ном падеже должно быть окончание -Е. 1. умение 2. поместье 3. мышь 4. гений 20. В каком(-их) слове(-ах) на месте пропуска пишется И? 1) ВИД..МЫЙ 2) увид..нный 3) увид..в 4) увид..вший 21. Объясните написание (слитное или раздельное) выделенных слов. Навстречу нам неслась моторная лодка. На встречу со школьниками пришли известные спортсмены. 22. Укажите правильное написание выделенного слова (выделен¬ных слов) и его объяснение. Глазами кос, ЗА(ТО) душою прям. 1) ЗАТО - это наречие 2) ЗА ТО - это указательное местоимение с предлогом 3) ЗАТО - это производный союз (синоним НО) 23.. Объясните, почему в слове смешон после Ш пишется О, а в слове внушён - Е. 24.. Укажите ошибку в определении орфограммы. 1) Рассматр..вают - И, в суффиксе глагола несовершенного вида -ИВА- 2) высп..шься - И, в окончании глагола II спряжения 3) ослаб..л внимание - И, в суффиксе переходного глагола (сравни непереходный: ослабел от голода) 4) найдите и выпиш..те глагол - Е, в окончании глагола I спря¬жения 25. Укажите ошибку в морфологической характеристике слова, ведущую к неправильному написанию слова. Я знавал великое множество людей, живших (в)дали от роди¬ны, и при желани.. мог бы написать н.. одну историю, которая могла бы вызвать у одних людей улыбку, у других - слёзы. 1) В ДАЛИ - предлог и существительное, у которого есть зави¬симое существительное "от родины" 2) при ЖЕЛАНИИ - форма предложного падежа существи¬тельного 2-го склонения с основой на -И(й)- 3) НЕ одну - отрицательная частица перед числительным Вариант 2 I. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) тень 2) сеют 3) есть 4) юный 2.В каком слове все согласные находятся в сильной позиции? 1)стройка 2) громко 3)век 4) щепка 3. В каком слове все согласные твёрдые? 1) ЦИНК 2) начало 3) твой 4) въезд 5) 4. Укажите ошибку в характеристике звуков, входящих в под¬чёркнутый отрезок предложения Что ж ты тих, как день ненастный?.. 1) [ш] - согласный, глухой, твёрдый 2) [т] - согласный, глухой, твёрдый 3) [о] - гласный, ударный 4) [ж] - согласный, звонкий, твёрдый 5. В каком слове написание не расходится с произношением? 1) поздний 2) много 3) меток 4) отдых Прочитайте фрагмент из народной сказки, записанной А.Н. Афанасьевым, и выполните задания. ...(1)Ещё усерднее принялся он (работник) за работу: ночь не¬досыпает, день недоедает. (2)Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина всё бутеет; чьего коня под гору та¬щат, а его и на поводу не удержать. (З)Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить. (4)Кончился срок, миновал год - он кучу денег на стол. ...(5)Берёт работник опять одну денежку, идёт к колодезю воды испить... 6. Определите, какой тип речи является ведущим в этом фраг¬менте. 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 7. Определите способ связи 3 и 4 предложения. 1) цепной 2) параллельный 8. Определите по контексту лексическое значение глагола бутеет. 1) наливается 2) вянет 3) стелется 4) пестреет 9. В каком предложении используются контекстные антонимы? 1)в5-м 2) во 2-м 3) в 3-м 4) в 4-м 10. Какие слова относятся к устаревшим? 11. В каком предложении личное местоимение используется как средство связи с предыдущим предложением?1) во 2-м 2) в 3-м 3) в 4-м 4) в 5-м 12. Приведите примеры внутренней рифмы в этом тексте. 13.. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением? 1) Изм..нённый, сув..нир, отг.лосок, разгорячённый 2) ог.рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать 3) безн..казанно, объ..снение, ласк..во, т.жёлый 4) прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец 14. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы. 1) повЕсть - извЕстие 2) свежЕсть - жЕсть 3) бизнесмен - бИзнес 4) олИмпиада - ОлИмпия 15. Укажите ошибку в подборе проверочного слова, которая ве¬дёт к орфографической ошибке. 1) оруж..е - оружЕйный 2) полит..ка - политический 3) теор..тический - теорЕтик 4) привил..гированный - привилЕгия 16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Пред..дущий, пед..нститут, под..тожить 2) Пр..вратить, пр..дупредить, без пр..крас 3) пр..родители, пр„поведник, под..ждать 4) двух„ярусный, коН.Юнктивит , без..ядерный 17 Укажите лишнюю приставку среди близких по значению. 1) а- 2) не- 3) суб- 4) де- 18. Объясните разницу в значении слов земельный и земляной. 19. У какого(их) из выделенных существительных в творительном падеже должно быть окончание -ЫМ? 1) адмирал Нахимов 2) Чарльз Дарвин 3) город Касимов 4) село Гарино 20. В каком(-их) слове(-ах) на месте пропуска пишется Е? 1) к 2) ле.щий 3) накле.нный 4) накле..в 5) накле.в 21 Объясните написание выделенных слов. Работа будет выполнена в течение пяти дней. В верхнем течении река несудоходна. 22. Укажите правильное написание выделенного слова (выделен¬ных слов) и его объяснение. (Что)бы рыбку съесть, надо в воду лезть. 1) ЧТОБЫ - это подчинительный союз 2) ЧТО БЫ - это вопросительное местоимение с частицей 3) ЧТО БЫ - это относительное местоимение с частицей 4) ЧТОБЫ - это модальная частица 23. Объясните, почему в слове врачом после Ч пишется О, а в сло¬ве испечём - Е. 24. Укажите ошибки в определении орфограмм. 1) выдерж..шь - И, в окончании глагола II спряжения 2) выйд..те, пожалуйста, вперёд - Е, в глаголе I спряжения 3) выздоров..ть - И, в суффиксе глагола, который может быть ударным в однокоренных глаголах с другой пристав¬кой: оздоровИть. 4) оглядывают - Ы, в суффиксе глагола несовершенного вида -ЫВА- 25. Укажите ошибку в морфологической характеристике слова, ведущую к неправильному написанию слова. Слабые стебли хмеля, взобравшегося почти (до)верха скалы, (не)увере..о покачивались, клонясь обратно, к земле, (от)куда они произросли. 1) ДО ВЕРХА - предлог и существительное, имеющее несогла¬сованное определение (существительное скалы) 2) НЕ УВЕРЕНО - краткое причастие 3)ОТКУДА - наречие (местоименное наречие) 25-22 балла-«5», 21-17 баллов-«4», 16-11баллов- «3», 10 и ниже- «2» Ключ Вариант 1 1: 2 (слово семья состоит из пяти букв и пяти звуков: [с 'им 'йа], в остальных примерах количество букв и звуков не совпада¬ет: семь - [с'эм'], моя - [майа], ясно - [йасна]). 2: 1(в слове уголь [г] перед гласным, а на конце слова - один сонорный согласный [л'], который сохраняет в этой позиции все свои качества; в остальных словах есть сочетания со¬гласных [с 'т'], [з 'д'], где последующий звук влияет на пре¬дыдущий, и несонорный согласный на конце слова, который в этой позиции заменяется глухим [к]). 3: 2 (в слове часть: [ч'] всегда мягкий в русском языке, [с'] мягкий, потому что стоит перед мягким [т']; в осталь¬ных словах есть твёрдые согласные - парный по мягкос¬ти/твёрдости [р] и всегда твёрдые [ж], [и], [ш]). 4: 4 (на конце слова здесь должен произноситься согласный [к]). 5: 4 (только в слове зданий все звуки - [здан 'ий] - обозначены непосредственно соответствующими им буквами; в других примерах полного совпадения нет: в д[и]ревн[и], ч[и]сы, [з]дал. 6: 1 (В этом фрагменте называются действия, происходящие не последовательно, а одновременно; описывается состояние людей, персонажа, наблюдающего эти действия). 7: 1 (Всё, кроме отношения героя к происходящему, уже известно из предыдущих фраз). 8: 2 (слова красавица и Оксана здесь называют одно и то же лицо). 9:3 10: паляница. 11:4. 12: такую (указательное местоимение такую при существитель¬ном весёлость заставляет обратиться к содержанию третье¬го предложения ...была в совершенном удовольствии и радо-сти, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку 13: 3 (лепет, заразный, распорядок, честь). 14: 1 (при проверке написания правомерен и подбор таких слов, которые утратили в современном языке непосредственные словообразовательные связи, но исторически являются род¬ственными). 15:2. 16:3. 17:4. 18: глиняный - сделанный из глины, глинистый - содержащий глину: глиняные игрушки, но глинистый берег. 19:2. 20: 1 (только в причастии настоящего времени отражается тип спряжения, в данном случае - II). 21: в первом предложении навстречу - предлог (производный от наречия), во втором - существительное с непроизводным предлогом на (синонимично предложению Была встреча, на которую пришли ...). 22: 3 (наречием это слово не может быть ни в каком контексте; для местоимения ТО с предлогом ЗА требуется другой кон¬текст, где есть слово, требующее винительного падежа, на¬пример: проголосовать ЗА ТО, чтобы ...). 23: в суффиксе прилагательного (смешон - краткое прилага- : тельное с беглой гласной в суффиксе) под ударением пишет¬ся О, в суффиксе причастия (внушён - краткое причастие) пишется только Ё или Е. 24: 4 выпишите - форма повелительного наклонения, где ис¬пользуется только И, независимо от спряжения глагола (ес¬ли отбросить приставку вы- суффикс -и- оказывается удар¬ным: пиши, пишите). 25: 1 (вдали от - производный предлог, от родины не является определением и не служит доказательством того, что здесь использовано существительное даль). Вариант 2 1: 3 (слово есть состоит из четырёх букв и четырёх звуков: [йёс 'т'], в остальных примерах количество букв и звуков не совпадает: тень - [т 'эн"], секта - [с эйут], юный - [йуный]). 2: 2 (в слове громко [г] перед сонорным, а [к] перед гласным, сонорный [м] перед согласным [к], начинающим следую-щий слог, звучит отчётливо; в остальных словах есть соче¬тания согласных [cm], [пк], где последующий звук обуслов¬ливает характер предыдущего, и [к] на конце слова, где воз¬можен только глухой согласный). 3: 1 (в слове цинк: [ц] всегда твёрдый в русском языке, в ос¬тальных словах есть мягкие согласные: на[ч ']ало, пла[щ'], [в'й]езд - звук [и] "сверхмягкий", специальный значок '"" для обозначения его мягкости обычно не используется). 4: 4 (на конце фонетического слова здесь должен произносить¬ся согласный [ш]). 5: 3 (только в слове исток все звуки - [исток] - обозначены не¬посредственно соответствующими им буквами; в других примерах полного совпадения нет: [поз 'н ий] - звука [д] нет, мног[а] или мног[ъ], о\д]дых 6: 2 (действия принялся за работу, хозяин разумел, он - кучу де¬нег на стол, работник берёт ... происходят последователь¬но, одно за другим). 7: 2 (и в третьем, и в четвёртом предложении "данное" одно и то же - хозяин / он). , 8: 1. 9: 2 (в этой фразе две пары противопоставленных слов и соче¬таний: сохнет - бутеет и под гору тащат - на поводу не удержать ) 10: разуметь, денежка, колодезь, испить (в прямом значении). 11: 3 (в четвёртом предложении он указывает на слово хозяин в третьем предложении). 12: недоедает — недосыпает, желтеет - бутеет, благода¬рить - спасибо говооить 13: 2 (горький, методика, создать, полощет)*. 14:2. 15: 1. 16:4. 17:3. 18: земельный - относящийся к земледелию или землевладе¬нию; земляной - сделанный из земли, связанный с землёй как почвой, веществом: земельный вопрос, но земляной пол, земляные работы. 19: 1 (в-остальных--сш). 2о: 2 (1 - клеЯщий, как в окончании личной формы глагола II спр., 3 - наклеИвший, 4 - наклеИв, как в неопределённой форме, 2 - наклеЕнный, так как И в основе страдательного причастия не сохраняется перед суффиксом -ЕНН-). 21: в первом предложении в течение - предлог (производный), которые всегда пишется единообразно, во втором - сущест¬вительное с основой на -и- в предложном падеже. 22: 1. 23: в окончании существительного под ударением пишется О, в окончании глагола пишется только Е или Е. 24: 2, 3 выйдите - форма повелительного наклонения (см. ком¬ментарий к варианту 1), выздороветь - непереходный гла¬гол с суффиксом -е-, в отличие от переходного оздоровить с суффиксом -и-. 25: 3 неуверенно - в данном контексте это наречие, образован¬ное от прилагательного неуверенный (Сравни пример с зависимой словоформой или конструкцией: Мы не уверены в успехе. Мы не уверены, что матч состоится). * При проверке слов нужно учитывать возможные чередования звуков. Так, полоскать следует проверять полощет, но не споласкивать, отколоть - словом отколет, но не откалывать ходить - словом ходит, но не хаживать и т.п. 25-22 балла-«5», 21-17 баллов-«4», 16-11баллов- «3», 10 и ниже- «2» Тест №2 Вариант 1 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. (1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. — (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся. — (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно? — (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки. — (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет. — (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй. (25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку: — (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал! — (29)Где? — (30)В Марьиной роще! — (31 )Вези сюда. (32)Немедленно. (33) Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче. (34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался. (38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад. (49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека. (По К. Паустовскому) К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36? 1. незначительным 2. бессмысленным 3. неблагодарным 4. естественным А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»? 1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь. 2.Гайдар написал много талантливых произведений. 3.Гайдар был очень высокого роста. 4.Герой достал лекарство для сына рассказчика. A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45? 1.Это говорит о недостатке физических сил героя. 2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем. 3.В данной ситуации он растерял 4.Таким образом он проверил свою силу. А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 - 24, 31 - 32) 1.Он не был многословным. 2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля. 3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях. 4.Это речь взрослого с детьми. А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 А6. В каком предложении текста автор говорит о причине радостного настроения героя? 1) 43 3) 48 2) 40 5) 41 А7. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий позицию рассказчика, что Гайдар всегда действовал бескорыстно? 1) 1 2) 48 3) 36 4) 34 А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 - 32? 1.гипербола, диалектизмы 2.анафора, противопоставление 3.литота, эпитеты 4.сравнение, парцелляция А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43? 1. описание и рассуждение 2. повествование 3. описание 4. повествование и рассуждение Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. В каком слове звуков больше, чем букв? 1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1)1; 2)6; 3)3; 4)9; ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие. В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование. В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный» В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42. В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40? В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду. В12. Укажите верную характеристику предложения 44. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. 1. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным 2. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью 3. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением 4. Бессоюзное сложное предложение. В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение. Тест Вариант 2 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14. (1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис". (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. (12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон". (18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. (22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон. (25) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу. (26) Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение. (Е.Осетров) К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком. А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»? 1. Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. 2. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. 3. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. 4. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол. А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»? 1. 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных" 2. 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 3. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. 4. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. A3. В каком варианте ответа содержится тема текста? 1. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. 2. История колоколов России. 3. С колоколами были связаны самые различные поверья. 4. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде. А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста? 1. Первые упоминания о литье колоколов. 2. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. 4. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках. А5.В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"? 1. 23 2. 8 3. 11 4. 20 А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием. 1. 1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение. 2. Первые упоминания о литье колоколов. 3. Поверья,связанные с колоколами. 4. Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных". 1) 1,3,4,2 2) 2,4,3,1 3) 4,2,3,1 4) 3,2,1,4 А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"? 1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей 2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. 3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. 4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28? 1.метафора, фразеологизм 2.сравнительный оборот, гипербола 3.анафора, олицетворение 4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение. Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова» В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный». ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе». В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот. Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня. В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения. В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ... В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу. В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. В11. Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В12. Среди предложений 18-25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. В13. Среди предложений 9-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО) 1 .Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. 2.В каждом задании кружком должен быть обведён только один номер ответа. При наличии двух и более незачёркнутых кружков задание оценивается нулём баллов, как и задание с неправильным или отсутствующим ответом. 3.3а всю работу ученик может набрать от 0 до 23 баллов. 4.Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме: Оценка Количество баллов "2" 0-12 баллов "3" 13-16 баллов "4" 17 - 20 баллов "5" ПРИЛОЖЕНИЕ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА(1 сем) (ТЕСТ) Инструкция для студентов Контрольная работа состоит из частей А и В. На её выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. ВАРИАНТ 1 Часть А В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. А1. Однокоренными являются все слова в ряду 1)лесопилка, копилка, опилки 2)земляной, позёмка, озимый 3)горе, горевать, пригорюнился А2. Суффиксальным способом образовано слово 1)привкус 4)подземелье 2)крючок 5)весенний 3)нахлебник А3. Слова глядеть и смотреть – это 1)синонимы 2)антонимы 3)разные значения многозначного слова 4)омонимы А4. Буква –А- пишется 1)изл…гать 4)ум…лкать 2)з…рница 5)п…лисадник 3)исп…рение А5. Буква –О- пишется 1)парч…вый 4)стож…к 2)ноч…вка 5)печ… 3)трущ…бы А6. Буква, обозначающая звонкий согласный на письме, пишется 1)сторо…ка 4)…бить 2)о…тащить 5)во…созданный 3)…десь А7. Согласная пишется 1)пакос…ный 4)крос… 2)киргиз…кий 5)програм…ка 3)наперс…ник А8. – Ь - пишется 1)горяч… 4)спряч…ся 2)барабан…щик 5)занимаеш…ся 3)пят…десят А9. – И – пишется 4)жемчуж…нка 1)пр…забавный случай 5)вермешел…вый суп 2)пр…остановиться 3)пр…вратник А10. – Ы – пишется 1)марц…пан 4)меж…нститутский 2)ц…ган 5)лисиц…н след 3)из…мать А11. Речевая ошибка допущена в словосочетании 1)динамичный темп 2)более симпатичнее 3)дипломатичное поведение 4)злостный человек А12.Речевая ошибка допущена в предложении 1)Дети, интересующиеся биологией, заинтересовались ею ещё больше после того, как пришёл новый учитель. 2)Трёхсот пятидесяти шести рублей, оставленных на подоконнике, он так и не нашёл. 3)Говоря о вечном, мной были неправильно расставлены акценты. А13.Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении 1)Чтец декларировал и декламировал новые стихотворения известного поэта. 2)Ареал божественности точно исходил от него. 3)Позитивные изменения чувствовались во всём. 4)Пётр дал ему деньги взаймы на длинный срок. 5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром ясновидения. А14. Неправильно поставлено ударение в слове 1)ката΄лог 4)приняла΄ 2)христиани΄н 5)поло΄жил 3)раскупо΄рить А15.Укажите (цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова). Юла, тень, селение, праздник. А16. Укажите, каким членом предложения является подчёркнутое слово? Белая ночь простиралась вокруг. А17. Укажите(цифрой) количество грамматических основ в следующем предложении Ветер дул всё порывистее, сыпля брызги с ярко – зелёных деревьев, за садом, где-то низко, гремел тугой гром, бледно – голубые сполохи озаряли аллею, и повсюду пели соловьи. А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1)Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. 2)И закипела работа по этому мосту, как по коре. 3)Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом. А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1)Меня должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у меня хотя бы даже в виде Мефистофеля. 2)Меня вероятно, принимая за кого – то другого, она расцеловала трижды. 3)Стало быть я заболел. А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1)Темнея как туча, я глядел на заламывавшую руки Людмилу Сильвестровну. 2)Меня пригласили на совет директоров, как юриста. 3)Художник, посланный газетой, поднимая и опуская лицо, как китайский болванчик, быстро рисовал этот профиль с сигарой. А21. Чужая речь оформлена неправильно в предложении 1) «Что я пугаюсь?- подумала она,- Ему просто весело, он проснулся в хорошем настроении». 2)Пушкин писал, что «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». 3)По словам Салтыкова – Щедрина, «литература изъята из законов тления». Часть В Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5 І. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. ІI. Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, ‹…› она открывается человеком или постигается, живёт в его душе; не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. IІІ. 1. Красота – это радость нашей жизни. 2. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. 3. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. 4. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. 5. Умей и ты слушать эту музыку. 6. Дорожи красотой, береги её. В.Сухомлинский В1. Наиболее полно основную мысль текста выражает следующая фраза 1)Красота существует независимо от нашего сознания и воли. 2)Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. 3)Благородство может расцвести в каждом сердце. 4)В мире существует много нужного и полезного. В2. Какое слово можно поставить на месте многоточия в угловых скобках во II абзаце? 1)потому что 2)если 3)но 4)когда В3. Какое средство выразительности использовано в 4 предложении ІІІ абзаца? 1)гипербола 2)риторический вопрос 3)антитеза 4)олицетворение В4. Определите стиль приведённого выше текста 1)научный 2)художественный 3)разговорный 4)официально – деловой В5. Напишите небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем человеку нужно беречь красоту?». Инструкция для ст
Категория: KOS | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar