Главная » Статьи » Контрольные тесты

Контрольные тесты по русскому языку
Контрольные тесты по русскому языку Экзаменационная работа по русскому языку состоит из комплекса тестовых заданий различной степени сложности, которые отражают такие тематические разделы школьной программы, как морфология, орфография, лексика, фонетика, словообразование. Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение (на выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут). На выполнение тестирования отводятся 60 минут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий: • «отлично» – не более 4 ошибок; • «хорошо» – не более 10 ошибок; • «удовлетворительно» – не более 16 ошибок; • «неудовлетворительно» – 17 ошибок и более. Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа. ТЕСТ № 1 1. Отметьте номер слова с приставкой пре-: 1) пр_открыть, 2) пр_следование, 3) пр_ключение, 4) пр_готовление. 2. В каком примере не пишется раздельно? 1) (не)стерпимая боль, 2) поступить крайне (не)осторожно, 3) купил (не)дорогой, но красивый костюм, 4) далеко (не)легкое дело. 3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая: 1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись. 2) И берег_ и море молчали. 3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей. 4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв. 4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной: 1) бал(л)он, 2) ал(л)юминий, 3) драм(м)а, 4) рес(с)урс. 5. В каком слове пропущена буква о? 1) ж_лудь, 2) печ_ный, 3) реш_тка, 4) холщ_вый. 6. Лексическое значение какого слова определено неверно? 1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий. 2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов. 3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей. 4) Целина – земля, которую никогда не пахали. 7. Какое слово пишется через дефис? 1) (Радио)локация, 2) (электро)моторный, 3) (как)никак, 4) вряд(ли). 8. Нужны запятые на месте цифр: Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 2) 1, 2, 3, 4, 3) 2, 3, 4, 5, 4) 2, 3, 4. 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить. 2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение. 3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать. 4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка. 10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой: 1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. 2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз. 3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами. 4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу. 11. Пишется без ъ: 1) фельд(ъ)егерь, 2) аэрос(ъ)емка, 3) двух(ъ)ярусный, 4) четырех(ъ)элементный. 12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова: 1) он невежествен, 2) барсучьи норы, 3) не имеет право, 4) полон впечатлений. 13. В каком случае возможно только одно написание? 1) Щ(и/е)пать, 2) пр(и/е)клоняться, 3) за(то), 4) надума(н/нн)ый. 14. В каком словосочетании тип связи слов – управление? 1) Покупка дома, 2) второй номер, 3) учиться рисовать, 4) это дерево. 15. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется? 1) Словес(т)ный, 2) корыс(т)ный, 3) завис(т)ливый, 4) ус(т)ный. 16. В каком слове ударение на первом слоге? 1) Цыган, 2) щавель, 3) баловать, 4) принят. 17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире? 1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват. 2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа. 3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле. 4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 18. В каком примере в суффиксе пишется нн? 1) сеян_ая мука, 2) некошен_ый луг, 3) девочка избалован_а, 4) дорога пустын_а. 19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная: 1) моло_ьба, 2) стру_ка, 3) чере_чур, 4) ни_провергать. 20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно? 1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу». 2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю». 3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра». 4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города». 21. К какому слову неверно подобран синоним? 1) Глаза – очи, 2) блестела – сверкала, 3) монумент – пьедестал, 4) ярость – гнев. 22. Какое слово неверно разбито для переноса? 1) Ра-звя-зать, 2) ра-зыс-кать, 3) со-жженный, 4) подъ-езд. 23. В каком примере на месте пропуска пишется ни? 1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался? 2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты. 3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. 4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею. 24. В каком ряду во всех словах пишется ь? 1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь); 2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь); 3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь); 4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те. 25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог. 2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину. 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились. 4) Как хорошо ты_ о море ночное! 26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой: 1) спуститься в долину, 2) быть старожилом, 3) посвятить фонарем, 4) умолять о помощи. 27. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Баян, 2) предмет, 3) праздник, 4) возьмем. 28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка? 1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением. 2) На изготовление лодок ушло четверо суток. 3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду. 4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон. 29. Отметьте номер слова, где написание раздельное: 1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. 2) Никита повернул (на)право, к речке. 3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля. 4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году. 30. В каком слове пропущена буква ю? 1) Зрители смотр_т, 2) готов_щийся к зачету студент, 3) знамена ре_т, 4) ненавид_щий взгляд. 31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)? 1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. 2) Много снега много хлеба. 3) Надежду и пловца все море поглотило. 4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие. 32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы: 1) Государственная Третьяковская (г)алерея; 2) Большой зал Московской (к)онсерватории; 3) Дальний (в)осток; 4) Ломоносовские (ч)тения. 33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря. 2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое. 3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу. 4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 34. Отметьте номер слова, где написание с не слитное: 1) Капля (не)велика, а камень разрушает. 2) Капля (не)велика, а мала. 3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга. 4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга. 35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе». Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи: 1) официально-деловому, 2) научному, 3) публицистическому, 4) художественному. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40. (A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении. (Б) На рассвете их будит кукушка. (B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада. (Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон. 36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) ГАБВ, 2) BБГA, 3) БВАГ, 4) АВБГ. 37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста: 1) разговорный стиль, повествование; 2) публицистический стиль, рассуждение; 3) художественный стиль, повествование; 4) научный стиль, рассуждение. 38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста: 1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением. 2) Предложение Б – простое распространенное предложение. 3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых. 4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями. 39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) Беспрестанно – наречие; 2) нежно-розовые – сложное прилагательное; 3) обитателей – существительное в творительном падеже; 4) соловьиные – относительное прилагательное. 40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств. НЕТ КОНЦА МИРУ... Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев. Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога. В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч. Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня. Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля. Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну. Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть. (По В.Солоухину) Ответы: 1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8 – 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 – 4); 17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4); 24 – 2); 25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1); 32 – 3); 33 – 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 – 3). ТЕСТ № 2 1. В каком слове пропущен ь? 1) Январ(ь)ский, 2) еш(ь)те, 3) блестящ(ь), 4) бан(ь)щик. 2. В каком примере в суффиксе пишется нн? 1) Ветрян_ая мельница, 2) книга иллюстрирован_а, 3) стадо испуган_о, 4) печен_ый в золе. 3. В каком слове допущена орфографическая ошибка? 1) Запаздать, 2) воображение, 3) угрожать, 4) нагромождать. 4. Какой ряд синонимов составлен неверно? 1) Всадник, наездник, верховой, конный; 2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться; 3) ошибка, оплошность, погрешность, промах; 4) злой, лихой, плохой, ужасный. 5. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) Богатый, 2) утреннее, 3) вьюга, 4) просьба. 6. Пишется частица не: 1) Н_ один человек не пришел. 2) Н_ она ли это? 3) Н_ дать н_ взять. 4) Откуда н_ возьмись. 7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка. 2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор. 3) День был невинен_ и ветер был свеж. 4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро. 8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы неверно: 1) Организация Объединенных Наций; 2) Герой Российской Федерации; 3) Западная Сибирь; 4) Государственная Третьяковская Галерея. 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали. 2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определенностью. 3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна. 4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла. 10. Пишется раздельно: 1) (двадцати)(пяти)тысячный, 2) (пол)десятого, 3) (четверть)финал, 4) (три)(тысячи)пятнадцатый. 11. Часть речи определена неверно: Как вольно дышит грудь, как будто движутся челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны. 1) Вольно – наречие; 2) весь – местоимение; 3) охваченный – прилагательное; 4) дыханием – существительное. 12. В каком слове приставка оканчивается на -с? 1) Во_награждать, 2) бе_шумный, 3) ра_жечь, 4) и_мучить. 13. Пишется о: 1) алыч_вый, 2) перч_ный, 3) затуш_вывать, 4) никч_мный. 14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)? 1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в узорах. 2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын. 3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно. 4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза. 15. Укажите, в каком слове допущена ошибка: 1) щавель, 2) парашютный, 3) малышы, 4) щуриться. 16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в словах: 1) въезд – 5 букв, 5 звуков; 2) вечный – 6 букв, 7 звуков; 3) просьба – 7 букв, 6 звуков; 4) доброе – 6 букв, 7 звуков. 17. В каком слове пропущен разделительный ъ? 1) контр(ъ)аргумент, 2) гил(ъ)отина, 3) пред(ъ)юбилейный, 4) с(ъ)узить. 18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно? 1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено. 2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером. 3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро. 19. Укажите слово с орфографической ошибкой: 1) раззвонить, 2) чересчур, 3) изчезнуть, 4) дислокация. 20. В каком слове ударение падает на третий слог? 1) Закупорить, 2) зимовщик, 3) каучук, 4) красивее. 21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность_ и не надо ждать иной. 2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад. 3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь. 4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда. 22. Чужая речь в предложении передана неверно: 1) Я спросил брата, принес ли он книгу. 2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов. 3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик. 4) Гаврила вдруг спросил, где снасть. 23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно. 1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне. 2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья. 3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии. 4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий. 24. Пишется слитно: 1) вслед (за)тем раздался выстрел, 2) выслушивать одно и то(же), 3) было (от)чего печалиться, 4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения. 25. Найдите ошибочное утверждение о предложении: Давай вдвоем песенку споем. 1) Предложение простое, неопределенно-личное; 2) главный член предложения сказуемое давай спое; 3) предложение распространенное; 4) вид связи в словосочетании споем песенку – управление. 26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа: 1) кучера, 2) сторожа, 3) жернова, 4) инженера. 27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь; 2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок; 3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть; 4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный. 28. В каком словосочетании вид связи – примыкание? 1) Тотчас наполнило, 2) ожидание встречи, 3) наполнило сердце, 4) наполнило радостью. 29. Отметьте слово с приставкой пре-: 1) пр_певать, 2) пр_кончить, 3) пр_стегнуть, 4) пр_возносить. 30. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки? Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино. 1) Мы – личное местоимение; 2) после – предлог; 3) затем – союз; 4) пошли – глагол. 31. Укажите правильный вариант ответа: Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория, 1) и–о–с–и–е–ы, 2) и–а–з–е–е–и, 3) ы–а–с–е–я–и, 4) и–а–с–е–я–ы. 32. В каком слове пишется нн? 1) Жеван_ый; 2) балован_ый ребенок; 3) вялен_ая рыба; 4) мы ограничен_ы временем. 33. В каком примере возможно только одно написание? 1) (В)даль, 2) (от)того, 3) ве(з/с)ти, 4) уже(ли). 34. В каком случае не пишется слитно? 1) Долг (не)уплачен; 2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка; 3) (не)оконченный труд; 4) сказано (не)(по)русски. 35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное): 1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены. 2) Школу закончили сорок один человек. 3) В деревне послышался топот и крики. 4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им предложения проверены на практике. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40. (A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом. (Б) Ветерок то просыпался, то утихал. (B) Одни кузнечики дружно трещали. (Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло. 36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) БАГВ, 2) АБВГ, 3) ВГБА, 4) ГБВА. 37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г. 38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой? 1) А, 2) Б, 3) В, 4) Г. 39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) В лицо – существительное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж; 2) утихал – глагол, несовершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время; 3) дружно – прилагательное, качественное, краткая форма, средний род, ед. число; 4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число. 40. Определите стиль и тип речи данного текста: 1) разговорный стиль, повествование; 2) публицистический стиль, описание; 3) художественный стиль, повествование; 4) научный стиль, рассуждение. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств. ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ? Это было давно, лет сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок. От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда, живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем. Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Я узнал птицу. Это был коростель, дергач по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу... Много лет я живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? (В.Астафьев) Ответы 1 – 2), 2 – 4), 3 – 1), 4 – 4), 5 – 4), 6 – 2), 7 – 4), 8 – 4), 9 – 4), 10 – 4), 11 – 3), 12 – 2), 13 – 1), 14 – 2), 15 – 3), 16 – 2), 17 – 3), 18 – 2), 19 – 3), 20 – 3), 21 – 1), 22 – 3), 23 – 4), 24 – 4), 25 – 1), 26 – 4), 27 – 2), 28 – 1), 29 – 4), 30 – 3), 31 – 4), 32 – 2), 33 – 4), 34 – 3), 35 – 3), 36 – 1), 37 – 4), 38 – 1), 39 – 3), 40 – 3). Тест № 1 Определите, в какой форме должно стоять сказуемое: А) единственное число Б) множественное число В) возможно и единственное, и множественное число 1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены. 2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей. 3. Много детей больн… был… гриппом. 4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… 5. Установлен… три новых мировых рекорда. 6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия. 7. Полчаса пролетел… незаметно для нас. 8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик. 9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки. 10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты. Подобрать к словам из левого столбца соответствующие по употреблению слова из правого столбца 11. одеть А) пальто Б) ребёнка 16.командированный А) человек Б) документ 12. объёмная А) сумка Б) информация 17. проступок А) честный Б) неблаговидный 13. дипломатичная А) женщина Б) нота 18. цветовая А) фотография Б) гамма 14. дефективные А) люди Б) книги 19. экстремальные А) условия Б) расходы 15. воинская А) наука Б) обязанность 20) сытный А) человек Б) обед Укажите, в каких словах ударение падает: А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог 21. ку-хон-ный 22. ка-та-лог 23. а-пост-роф 24. на-гнать 25. по-зво-нишь 26. квар-тал 27. до-суг 28. жа-лю-зи 29. раз-ви-та 30. ща-вель Объясните значение фразеологизмов: 31. Пустить утку. 32. Из пальца высосать. 33. Почивать на лаврах. 34. Ахиллесова пята. 35. Авгиевы конюшни. Ответы к тесту №1 1-В 2-А 3-В 4-Б 5-Б 6-А 7-А 8-А 9-В 10-Б 11-Б 12-А 13-А 14-А 15-Б 16-А 17-Б 18-Б 19-А 20-Б 21-А 22-В 23-В 24-Б 25-В 26-Б 27-Б 28-В 29-В 30-Б 31-распускать ложные слухи 32-из ничего выдумывать что-либо 33-успокаиваться на достигнутом 34-уязвимое место 35-сильно захламлённое место Ильина Т. И ., учитель МОУ «Лицей №4» Русский язык Тесты по культуре речи (методическое пособие для учащихся 8-11 классов) Аннотация Данное методическое пособие представляет собой 10 обучающих и 2 контрольных тестов и заданий по культуре речи . Каждый тест снабжен ответами . Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи человека. Главным понятием культуры речи является «норма». Норма – это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения, построения предложений и т.д. Норма имеет объективный характер: она не придумывается никем, она проистекает из законов языка . Норма имеет регламентирующий характер: она предписывает всем носителям литературного языка следовать ей. Культуре речи учат с раннего детства и возможные ошибки должны изживаться в школе в процессе обучения родному языку . Но, к сожалению, не всегда выпускников школы можно охарактеризовать как людей, умеющих правильно говорить и писать. Это объясняется еще и тем, что, планируя уроки, учитель-словесник не всегда имеет возможность уделять достаточное внимание урокам по культуре речи . Но если такая возможность представится (дополнительные часы по русскому языку , спецкурсы), то данное методическое пособие поможет учителю-словеснику организовать работу по культуре речи с учащимися и проконтролировать степень усвоения материала. При составлении тестов автор опирался на методические разработки, предназначенные для факультета довузовского образования НГЛУ им.Н.А.Добролюбова (составитель – кандидат филологических наук Е.В.Наумова), и тесты по культуре речи для абитуриентов и студентов-иностранцев, изучающих русский язык , составленные преподавателями кафедры русского языка ЧГУ им.И.Н.Ульянова. Тест № 1 Определите, в какой форме должно стоять сказуемое: А) единственное число Б) множественное число В) возможно и единственное, и множественное число 1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены. 2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей. 3. Много детей больн… был… гриппом. 4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… 5. Установлен… три новых мировых рекорда. 6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия. 7. Полчаса пролетел… незаметно для нас. 8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик. 9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки. 10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты. Подобрать к словам из левого столбца соответствующие по употреблению слова из правого столбца 11. одеть А) пальто Б) ребёнка 16.командированный А) человек Б) документ 12. объёмная А) сумка Б) информация 17. проступок А) честный Б) неблаговидный 13. дипломатичная А) женщина Б) нота 18. цветовая А) фотография Б) гамма 14. дефективные А) люди Б) книги 19. экстремальные А) условия Б) расходы 15. воинская А) наука Б) обязанность 20) сытный А) человек Б) обед Укажите, в каких словах ударение падает: А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог 21. ку-хон-ный 22. ка-та-лог 23. а-пост-роф 24. на-гнать 25. по-зво-нишь 26. квар-тал 27. до-суг 28. жа-лю-зи 29. раз-ви-та 30. ща-вель Объясните значение фразеологизмов: 31. Пустить утку. 32. Из пальца высосать. 33. Почивать на лаврах. 34. Ахиллесова пята. 35. Авгиевы конюшни. Ответы к тесту №1 1-В 2-А 3-В 4-Б 5-Б 6-А 7-А 8-А 9-В 10-Б 11-Б 12-А 13-А 14-А 15-Б 16-А 17-Б 18-Б 19-А 20-Б 21-А 22-В 23-В 24-Б 25-В 26-Б 27-Б 28-В 29-В 30-Б 31-распускать ложные слухи 32-из ничего выдумывать что-либо 33-успокаиваться на достигнутом 34-уязвимое место 35-сильно захламлённое место Тест №2 Найти предложения с речевыми ошибками: 1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино. Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны. В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф. 2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне. Б. Таня говорила долго и с большим чувством. В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя. Подобрать антоним к слову: 3. идентичный А) тождественный Б) странный В) различный 4. тривиальный А) оригинальный Б) банальный В) ординарный Указать слово, в котором ударение падает на первый слог: 5. А) це-мент Б) ат-лас (ткань) В) на-ча-та Г) фор-зац Выберите из скобок подходящий вариант 6. Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент). 7. На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу. 8. Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки. 9. Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись. 10. В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк. 11. Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости). 12. Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег. Объясните значение следующих слов и подберите к ним синонимы: 13. инцидент 14. апостроф 15. аффект 16. ностальгия 17. альтернатива 18. амбиция 19. консенсус Объясните значения фразеологизмов: 20. Ударить по карману 21. Вавилонское столпотворение. 22. Взятки гладки. 23. Манна небесная. 24. Ход конём. 25. Дать семь очков вперёд. 26. Нож в спину. 27. Соль земли. 28. Отставной козы барабанщик. 29. С открытым забралом. Ответы к тесту №2 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-Г 6-абонемент 7-одела 8-стилистическая 9-рассмотреть 10-искусственный 11-договора 12-виновным 13-случай 14-надстрочный знак в виде запятой 15-сильное возбуждение 16-тоска по родине 17-необходимость выбора 18-обострённое самолюбие 19-согласие по спорным вопросам 20-причинить денежный ущерб 21-скопление народа 22-нечего взять 23-что-то желанное, необходимое, редкое 24-решительное действие 25-значительное превосходство по достоинству 26-предательское отношение 27-выдающиеся представители народа 28-человек, занимающий низкое положение 29-действовать прямо, открыто, честно Тест №3 Указать, в каких предложениях допущены речевые ошибки при использовании определений и приложений: А) есть ошибка, б) нет ошибки 1. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня. 2. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. 3. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 4. Все герои имеют свои индивидуальные черты. 5. Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 6. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города. 7. Птица какаду жила в доме бабушки много лет. 8. Три соседние здания были построены недавно. 9. Упорные бои шли на реке Висла. 10. Теплоход приближался к острову Кипру. Указать, в каких словах ударение падает: А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог 11. но-ва 16. крот-ки (прилагательное) 12. чис-ты 17. мо-за-ич-ный 13. дли-нен 18. не-пра-вы 14. де-фис 19. сто-ляр 15. кед-ро-вый 20. тан-цов-щик Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки: 21. На уроке он изложил главную суть этой книги. 22. Решимость его выступления удивила всех. 23. Физкультура играла большое значение в его жизни. 24. Он не оплатил за проезд в автобусе. 25. Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 26. Он почитает Пушкина. 27. Необходимо форсировать строительство фермы. 28. В историческом конкурсе участвовали 50 лучших учеников. Раскройте скобки, выберите нужное слово среди двух паронимов: 29.В этих лесах очень сильны (болотистые – болотные) испарения. 30. Отец (одел – надел) чистую рубашку. 31. На будущей неделе состоятся соревнования по (конному – конскому) спорту. 32. Один из главных пунктов увеличения производительности труда работников шахты – (бережливое – бережное) отношения к технике. 33. Приборы помогают установить, какие детали являются (бракованными – браковочными). 34. На этом предприятии существуют (выборные – выборочные) должности. 35. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни ленинградской блокады. 36. Размеры (гнезда – гнездовья) аиста не способствует его (скрытости – скрытности). 37. Решением жюри (дипломниками – дипломантами) конкурса частушек признаны коллективы из Рязани. 38. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя. Ответы к тесту №3 1-Б 2-А 3-А 4-А 5-А 6-А 7-Б 8-А 9-А 10-А 11-Б 12-А 13-А 14-Б 15-Б 16-А 17-В 18-Б 19-Б 20-Б 21. На уроке он изложил суть этой книги (плеоназм-повторение одинакового по значению слова). 22. Решительность его выступления удивила всех (паронимы). 23. Физкультура имела большое значение в его жизни. 24. Он не оплатил проезд в автобусе. 25. Художник, придерживаясь манеры Сурикова, изобразил, как Пётр I ведёт войска в бой. 26. Он уважает или будет читать Пушкина. 27. Необходимо ускорить строительство фермы. 28. В конкурсе по истории участвовали 50 лучших учеников. 29 – болотные 30 – надел 31- по конному 32 – бережное 33 – бракованные 34 – выборные 35 – героические 36 – гнезда 37 – дипломантами 38 – драматическая Тест № 4 Определить, в каких предложениях допущена ошибка при использовании форм числительных: А) есть ошибка, б) нет ошибки 1. Трое юношей и трое девушек исполнили танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 3. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году. 4. Город находится в полутораста километров от областного центра. 5. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено к выборам. 6. Общая сумма не превышала трехсот рублей. 7. К первому январю все готовятся с радостью. 8. В обоих задачах допущены ошибки. 9. Оба цветка распустились одновременно. 10. К двумстам девяносто пяти прибавить два. Определить, в каких предложениях допущены ошибки при использовании фразеологических единиц: А) есть ошибка, б) нет ошибки 11. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. 12. Скрепя сердце он согласился на это предложение. 13. Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик. 14. Я не ударился в грязь лицом и блестяще сдал экзамен. 15. Дети заморили червячков и развеселились. 16. Между тем каша заваривалась большая. 17. Его песня всех брала за душу. 18. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 19. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 20. Иван Иванович по душе не солдат, а крестьянин. Указать тип ошибки, которая допущена в предложении: а) тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов), б) плеоназм (повторение одинакового по значению слова) 21. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю. 22. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию. 23. Не без труда удалось нам решить эти трудные задачи. 24. Все герои имеют свои индивидуальные черты. 25. Пологий берег зарос густыми зарослями. 26. Изысканные и вкусные деликатесы были на столе. 27. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 28. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 29. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы. Указать фразеологизм-синоним к словам: 30. угождать, льстить а) бередить душу в) рассыпаться мелким бесом б) играть в кошки-мышки г) невзирая на лица Указать, на какой слог падает ударение: А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог 31. шар-фы 32. от-час-ти 33. ис-по-кон 34. до-бы-ча 35. дре-мо-та 36. ми-зер-ный Ответы к тесту № 4 1-А 2-А 3-Б 4-А 5-А 6-Б 7-А 8-А 9-Б 10-А 11-А 12-Б 13-Б 14-А 15-А 16-Б 17-Б 18-А 19-А 20-А 21-А 22-Б 23-А 24-Б 25-А 26-Б 27-Б 28-А 29-А 30-В 31-А 32-Б 33-В 34-Б 35-Б 36-Б Тест №5 Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм: А) есть ошибка, б) нет ошибки 1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются, отмываются холодной водой. 2. Он ложит вещи куда попало. 3. Необходимо оформливать всех прибывших в дом отдыха. 4. Я собираюсь пошить себе новое пальто. 5. Проснулся – и уже опять перед тобою поля, степи. 6. Видишь, проплывает лодка. 7. Вчера на уроке мы зачитали очень интересное стихотворение. 8. Режиссер заснял новую картину. 9. Не махай так сильно руками. 10. Если так будет продолжаться, то я очучусь в затруднительном положении. Поставить в предложение подходящий по смыслу глагол: 11. Дождь а) хлестает, б) хлещет 12. Крыша а) каплет, б) капает 13. Искры а) брызгают, б) брызжут 14. Надо этот материал а) подготовлять б) подготавливать 15. Кот а) мяукает б) мяучет Определить, на какой слог падает ударение в словах: а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г) на четвертый слог 16. гна-ла 21. на-чал 26. е-ре-тик 31. ук-ра-ин-ский 17. гна-ло 22. до-зво-нишь-ся 27. фе-но-мен 32. кра-си-ве-е 18. вклю-чат 23. при-ня-лась 28. фак-си-ми-ле 33. тан-цов-щик 19. вру-чат 24. раз-лу-чит 29. из-ба-ло-вать 34. квар-тал 20. тка-ла 25. при-ну-дить 30. ге-не-зис 35. а-фе-ра Укажите правильный вариант: 36. А). Синий платье-костюм Б). Синее платье-костюм 37. А). Мощные прожекторы Б). Мощные прожектора 38. А). Много апельсинов Б). Много апельсин 39. А). Цвет чая Б). Цвет чаю 40. А). Был в отпуску Б). Был в отпуске 41. А). Хороший алебастр Б). Хорошая алебастра Объясните значение фразеологизмов: 42. Выйти в тираж. 43. Краеугольный камень. 44.Читать между строк. 45. Удельный вес. 46. Мыльный пузырь. 47. Дым коромыслом. 48. Ловить рыбу в 49. Петь дифирамбы. 50. Нажать на все педали мутной воде. 51. Кровь с молоком. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 52. А). Более лучший ответ 53. А). Семью тысячами Б). Гимнастёрка без погон Б). Напои меня водой В). Поезжайте в Крым В). Подбросить углей Г) В трёхстах экземплярах Г). Поступить более смелее Ответы к тесту № 5 1-А 2-А 3-А 4-А 5-Б 6-А 7-А 8-А 9-А 10-А 11-Б 12-А 13-Б 14-Б 15-А 16-Б 17-А 18-Б 19-Б 20-Б 21-А 22-В 23-В 24-В 25-Б 26-В 27-Б 28-Б 29-Г 30-А 31-В 32-Б 33-Б 34-Б 35-Б 36-Б 37-А 38-А 39-А 40-Б 41-А 42-стать негодным 43-сущность чего-либо 44-угадывать 45-относительное значение, роль 46-не оправдавший надежд, ненадёжный 47-беспорядок 48-использовать с выгодой для себя 49-восхвалять 50-быстро 51-здоровый 52-А 53-Г Тест № 6 (контрольный) Определить, на какой слог падает ударение в словах: а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог 1. каталог 4. жалюзи 7. танцовщик 10. отчасти 2. апостроф 5. форзац 8. мизерный 11. генезис 3. позвонишь 6. начата 9. шарфы 12. принудить Указать предложения, в которых допущена ошибка, исправить её 13. На экскурсию поехали 21 ученик. 14. Я люблю футбол, хоккей и плавать в бассейне. 15. Я одел на себя куртку. 16. Все написали свои автобиографии. 17. Пологий берег зарос густыми зарослями. 18. Едь быстрее. 19. Не ложи в портфель книги вместе с тетрадями. 20. Искусство имело большую роль в его жизни. Замени слова и словосочетания фразеологическими оборотами. 21. Ненадёжный, не оправдывающий надежд. 22. Угождать, льстить. 23. Действовать прямо, открыто, честно. 24. С этого человека нечего взять. 25. Что-то желанное, необходимое, редкое. Выбери из скобок подходящий вариант 26. В городе (освоено – усвоено) строительство (высоких – высотных) домов. 27. Суд признал подсудимого (виноватым – виновным) в преступлении. 28. Я (одела – надела) красивое платье. 29. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни обороны Москвы. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 30. А) Огромных башен 31. А) По обоим сторонам Б) Без ста двадцати одного килограмма Б) Ко второму мая В) Более ритмичный В) Вслед ему Г) Попробовает Г) Выйди Укажите грамматически правильное продолжение предложения Добившись согласия директора, 32. А) музейные экспонаты были размещены в вестибюле. Б) мы перенесли уроки физкультуры на воскресенье. В) был создан уголок живой природы. Г) в школе была организована секция бокса. Ответы к контрольному тесту № 6 1-В 2-В 3-В 4-В 5-А 6-В 7-Б 8-Б 9-А 10-Б 11-А 12-Б 13. На экскурсию поехал 21 ученик. 14. Я люблю футбол, хоккей и плавание в бассейне. 15. Я надел на себя куртку. 16. Все написали автобиографии. 17. Пологий берег был покрыт густыми зарослями. 18. Поезжай быстрее. 19. Не клади в портфель книги вместе с тетрадями. 20. Искусство играло большую роль в его жизни. 21. Мыльный пузырь. 22. Рассыпаться мелким бесом. 23. С открытым забралом. 24. Взятки гладки. 25. Манна небесная. 26. В городе (освоено) строительство ( высотных) домов. 27. Суд признал подсудимого ( виновным) в преступлении. 28. Я (надела) красивое платье. 29. Никогда не забудет наш народ (героические) дни обороны Москвы. 30-Г 31-А 32-Б Тест № 7 Указать предложения, в которых допущены ошибки при использовании причастий и причастных оборотов: А) есть ошибка, б) нет ошибки 1. В эссе были представлены размышления об увиденном и наблюденном. 2. В работе необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты. 3. Это был законодательный проект, выражавший объективную необходимость. 4. Великолепный «Пейзаж» В.Д.Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает внимание посетителей выставки. 5. Это был конкурс-игра, являвшийся испытанием одной из способностей соревнующихся. 6. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. 7. Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены. 8. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. 9. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый. 10. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться. Определить, на какой слог падает ударение в словах: а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г)на четвертый слог 11. вер-тя-щий 16. под-ня-та 21. плом-би-ро-вать 26. ка-та-лог 12.вклю-чен-ный 17. раз-ви-та 22. хри-сти-а-нин 27. ста-ту-я 13. за-няв-ший 18. при-ня-ты 23. ал-ко-голь 28. у-про-че-ни-е 14. на-ча-тый 19. у-мер-ший 24. за-ку-по-рить 29. эк-сперт 15. от-дан-ный 20. со-гну-тый 25. оп-то-вый 30. це-мент Указать предложения, в которых нарушенный порядок слов создает двусмысленность или неясность речи: а) есть ошибка, б) нет ошибки 31. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе. 32. Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. 33. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 34. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. 35. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. 36. Произошел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина, с участием понятых. 37. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 38. В магазин поступили коляски для детей различных расцветок. 39. Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге. 40. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите к ним синонимы: 41. Интервенция 42. Коммивояжёр 43. Кредо 44. Мизантроп 45. Перманентный 46. Прецедент 47. Раритет Ответы к тесту № 7 1-А 2-А 3-Б 4-А 5-Б 6-А 7-А 8-Б 9-А 10-А 11-Б 12-Б 13-Б 14-А 15-А 16-В 17-В 18-А 19-Б 20-А 21-Г 22-Г 23-В 24-б 25-Б 26-В 27-А 28-Б 29-Б 30-Б 31-А 32-Б 33-А 34-А 35-А 36-А 37-А 38-А 39-Б 40-А 41-вторжение 42-разъездной представитель торговой фирмы 43-убеждение 44-человеконенавистник 45-непрерывный 46-случай 47-ценная вещь Тест № 8 Указать сложноподчиненные предложения, в которых а) есть речевая ошибка б) нет ошибки 1. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу. 2. Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника. 3. Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера. 4. В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать. 5. Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск. 6. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 7. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 8. Все силы были направлены, чтобы удержаться от ужаса и не поддаться панике. 9. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 10. Татьяна по ночам читала романы, в героев которых верила и мечтала. 11. Лермонтов показывает Печорина и на какой-то маленькой станции, где он встречается с Максимом Максимовичем, и на Кавказе, в Кисловодске, в Тамани. 12. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 13. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 14. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 15. Он исхудал за одну ночь, что только кожа и кости. Указать, какой тип ошибки допущен в предложении с деепричастным оборотом: а) действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам; б) оборот употреблен в безличном предложении; в) ошибка в употреблении вида деепричастия; г) деепричастный оборот употреблен в предложении со страдательным оборотом. 16. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 17. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. 18. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 19. Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям. 20. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 21. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим формулу. 22. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и, соскочив с них, бросились к воде. 23. Проходя мимо телятника, чувство гордости охватывает нас. 24. Вернувшись на стройку, было еще темно. 25. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину. Указать предложения, в которых: а) допущена ошибка при употреблении слова в несвойственном ему значении; б) допущена логическая ошибка. 26. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 27. Возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 28. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 29. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно. 30. Мелочную рыбу отдали кошке. 31. Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку. 32. Достоевский – писатель-психиатр. 33. Индеец ехал на коне с голубыми перьями. 34. Несмотря на недостаточность образования, Давыдов является носителем нашей культуры. 35. Пушкин любил природу, искусство, живопись, но ненавидел самодержавие. Указать наречия, в которых ударение падает: а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог 36. доверху 44. наголову (разбить) 37. отчасти 45. донизу 38. поутру 46. навек 39. отроду (не видел) 47. на миг 40. (биться) насмерть 48. на дом 41. на смех 49. внаймы 42. по двое 50. без толку 43. напрочь Указать существительные, в которых ударение падает: а) на первый слог б) на второй слог 51. ломоть 52. кремень 53. лоскут 54. призыв. 55. свекла 56. хаос (беспорядок) 57. цыган 58. созыв 59. агент 60. искра Ответы к тесту № 8 1-А 2-Б 3-А 4-А 5-Б 6-Б 7-А 8-А 9-А 10-А 11-Б 12-А 13-Б 14-А 15-А 16-А 17-Г 18-А 19-Б 20-Г 21-В 22-В 23-А 24-Б 25-Г 26-А 27-Б 28-Б 29-А 30-А 31-А 32-А 33-Б 34-Б 35-Б 36-А 37-Б 38-В 39-А 40-А 41-А 42-А 43-А 44-А 45-А 46-Б 47-Б 48-А 49-Б 50-А 51-Б 52-Б 53-Б 54-Б 55-А 56-Б 57-Б 58-Б 59-Б 60-А Тест № 9 Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании форм а) существительного б) прилагательного в) глагола 1. К завтраку было подано кофе с молоком. 2. Микула пахает землю. 3. У ребенка проявлялись и более худшие привычки. 4. Их восхищения были безграничны. 5. Я лежал на береге на пляже. 6. Он знал множество историй, стихотворений, басней и песней. 7. Эта пьеса играется впервые. 8. Он сознавает свои ошибки. 9. Брат был более добрее, чем сестра. 10. Много болгаров поехало на соревнования. 11. Шумное, многолюдное Осло. 12. Ложи сюда! 13. Вдали показалась большая серая кенгуру. 14. Купите мне пару носок. 15. Первый учение отвечал бойчее, чем второй. 16. разделите все это на несколько равных доль. 17. Дерево развешало густые ветки. 18. через год закончил институт и возвращается на работу инженером. 19. Это был летчик самого высокого экстра-класса. 20. Графитовый стержень затем красился и отправлялся на сушку. Определите, на какой слог падает ударение в слове: б) на первый б) на второй в) на третий 21. веселы 25. диагноз 28. прожит 22. весела 26. нанял 29. прожита 23. созван 27. наняла 30. прожиты 24. созвана Объясните значения фразеологизмов: 31. Тёртый калач 36. На чём свет стоит. 32. Наклеивать ярлыки. 37. До морковкина заговенья 33. Чужими руками жар загребать. 38. Выеденного яйца не стоит. 34. Обрасти мхом. 39. Перейти Рубикон. 35. Потёмкинские деревни. 40. На блюдечке с золотой каёмочкой. Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки: 41. Весной в результате таяния снега увеличился уровень воды в реке. 42. Недавно состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 43. Я хочу выразить мысль следующего свойства. 44. В актовом зале царила деловая суета. 45. в проходной следили за снятием верхней одежды. 46. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. 47. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год. 48. На новом предприятии имеются свободные вакансии. Ответы к тесту № 9 1-А 2-В 3-Б 4-А 5-А 6-А 7-В 8-В 9-Б 10-А 11-А 12-В 13-А 14-А 15-Б 16-А 17-В 18-В 19-Б 20-В 21-А 22-В 23-А 24-В 25-Б 26-А 27-В 28-А 29-В 30-А 31- опытный 32- оценивать односторонне 33- пользоваться результатами чужого труда 34- иметь запущенный вид 35- показной блеск 36- отчаянно 37- неограниченно долго 38- ничего не стоит 39- сделать решительный шаг 40- без усилий, даром 41- уровень воды повысился 42- съезд модельеров 43-хочу выразить следующую мысль 44- следили за тем, чтобы снимали верхнюю одежду 45- осталось огласить приговор 46- в том или ином виде 47- имеются вакансии Тест № 10 Найти ошибки 1. А. Закончив ужин, вечером нас ждала экскурсия. В. Вопреки усилиям репетиторов, мальчик учился плохо. С. Везде: на улицах, площадях – ощущался скорый приход весны. Д. Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном. 2. А. Не без труда удалось мне решить эту сложную проблему. В. Затянувшаяся жара была гибельна для всего живого. С. К десяти часам бывает тихо, хоть глаз выколи. Д. Вам нужно немедленно оплатить телефонные переговоры. Определить слова с ударением: 3. на первом слоге 4. на втором слоге 5. на третьем слоге А. занятый (делом) А. черпать А. начата Б. звонишь Б. угольный (бассейн) Б. благовест В. зубчатый В. дремота В. средства Раскройте скобки, выберите нужную форму: 6. Полный (недоверия – недоверчивости), он оглянулся искоса на Чичикова. 7. Всем иногородним студентам будет (представлено – предоставлено) общежитие. 8. Выпускники Гиттиса овладели (сценическими – сценичными) приёмами мастерства. 9. В новых районах столицы будут открыты (специальные – специализированные) магазины по продаже мебели. 10. В вариантах «трюмы-трюма» (нормативным – нормированным) является вариант с окончанием «-ы». 11. Нужны (веские – весомые) аргументы, чтобы изменить технологию литья. 12. Личными интересами никогда (не загородиться – отгородиться) от общественных. 13. Вы не можете упрекнуть меня в (легкомыслии – легкомысленности). 14. В районах жилой (застройки – постройки) комплексное благоустройство стало главным. Выберите правильный ответ: 15. А. Выпил стакан чаю или Б. Выпил стакан чая. 16. А. В клуб направлены лекторы или Б. В клуб направлены лектора. 17. А. Из полутора метров материи или Б. Из полтора метров материи. 18. А. Огромный жираф или Б. Огромная жирафа. 19. А. Мощная ракета-носитель или Б. Мощный ракета-носитель. 20. А. Красивый георгин или Б. Красивая георгина. 21. А. К восьмистам девяноста пяти или Б. К восьмиста девяносто пяти. Определите значение фразеологизмов: 22. Очертя голову. 23. Не хватать звёзд с неба. 24. Не в бровь, а в глаз. 25. Кануть в Лету. 26. Палка о двух концах. 27. Содом и Гоморра. 28. Сидеть между двух стульев. 29. Демьянова уха. 30. Держать порох сухим. Ответы к тесту № 10 1- А 2-С 3-А 4-В 5-А 6- недоверия 7- предоставлено 8- сценическими 9- специализированные 10- нормативным 11- веские 12- отгородиться 13- в легкомыслии 14 – застройки 15- А 15- А 17- А 18- А и Б 19- А 20- А и Б 21- А 22- быстро 23- без особых талантов 24- точно 25- исчезнуть 26- то, что допускает и хороший, и плохой исход 27- сильный шум и гам 28- придерживаться одновременно различных точек зрения 29- что-то назойливо предлагаемое 30- быть готовыми к войне Тест № 11 Найдите ошибки 1. А. Кора сосны груба, морщиниста, красна. В. В тысячу девятьсот пятьдесят восьмом году в Москве проходил Международный конкурс имени П.И.Чайковского. С. Готовые пельмени уносили на железных листах в кладовку – морозить. Д. Наступило утро двадцать пятого октября, в которое приказано было дивизии нажать на Балаклаву. 2. А. Бочонок, наконец, выкатывается и почему-то, вопреки законам природы, катится назад и опять застряет в дверях. В. Гаршин тщетно названивал профессору – трубка, видимо, была снята. С. Мечты о путешествиях приобрели новую окраску, наполнились новым содержанием. Д. Не раз поднималось в ее душе почти непреодолимое желание высказать все без утайки. 3. А. Пристанет Басаврюк, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист. В. Тут тропинка снова постепенно полезла на отлогую длинную гору. С. Среди товарищей и сверстников я пользовался всегда большой любовью и сочувствием. Д. До вас никто еще этого браслета не одевал. 4. А. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому. В. На коротком брифинге вице-губернатору были заданы важные вопросы. С. Как человек замечательно умный, он, Базаров, не встречал себе равных. Д. «А что?» - с готовностью осведомился предупредительный со всеми доктор. Образуйте формы, указанные в скобках, от следующих слов: 5. (Родит. падеж, мн.ч.) сапоги, солдаты, полотенца, чуваши, апельсины, заморозки. Укажите, в каких словах ударение падает: 6. на первый слог 7. на второй слог 8. на третий слог А. ко-клюш А. зво-нишь А. на-ме-ре-ние В. эк-сперт В. за-сня-та В. до-кле-ить С. при-нять С. про-спа-ла С. до-гна-ла Д.све-кла Д. сре-дства Д. га-зо-про-вод Определите род имен существительных: (м.р., ж.р., ср.р., общ.р.) 9. тюль 13. вуз 17. шимпанзе 10. шампунь 14. Батуми 18. бери-бери 11. вуаль 15. такси 19. НЭП 12. платье-костюм 16. Онтарио 20. выскочка 21. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ? А). Василий чувствовал себя совершенно одиноким в огромном ВРАЖДЕБНОМ мире. Б). В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей, в произведениях устного народного творчества иногда выступают животные и растения. В). Легендарной дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону. Г). Друзья совершенно не ожидали такого ВРАЖДЕБНОГО приёма. Ответы к тесту № 11 1-В 2-А 3-Д 4-В 5-сапог, солдат, полотенец, чувашей, апельсинов, заморозков 6-Д 7-А 8-С 9-м.р. 10-м.р. 11-ж.р. 12-ж.р. 13-м.р. 14-м.р. 15-ср.р. 16-ср.р. 17-м.р. 18-ж.р. 19-м.р. 20-общ.р. 21-В Тест № 12 (контрольный) Укажите, в каких словах ударение падает: А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог Г) на четвертый слог 1. развита 4. эксперт 7. силос 10. прожита 13. благовест 2. оптовый 5. цемент 8. ломоть 11. средства 14. зубчатый 3. упрочение 6. кремень 9. свекла 12. газопровод 15. коклюш Укажите, в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 16. А) бантЫ 17. А) нАчавший 18. А) красивЕе Б) ободралА Б) кУхонный Б) звОнит В) кухОнный В) бАловать В) снЯла Г) лекторОв Г) создАла Г) зАгнутый Укажи правильный ответ 19. А) сильные тренеры или Б) сильные тренера 20. А) много помидоров или Б) много помидор 21. А) выпить чая или Б) выпить чаю 22. А) плантация чая или Б) плантация чаю 23. А) был в отпуску или Б) был в отпуске Найди и исправь ошибки в предложениях 24. Все увидящие эту картину, не могут не возмутиться. 25. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе. 26. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. 27. Пользуясь калькулятором, расчёт производился быстро. 28. На новом предприятии имеются свободные вакансии. 29. После суда опальный поэт был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. Выбери правильный ответ 30. А) к девятиста девяноста пяти или Б) к девятистам девяноста пяти 31. А) из полтора метров ткани или Б) из полутора метров ткани 32. А) красивый платье-костюм или Б) красивое платье-костюм 33. А) белый тюль или Б) белая тюль 34. А) хороший шампунь или Б) хорошая шампунь 35. А) еёная дочь или Б) её дочь 36. А) евоный отец или Б) его отец 37. А) их дом или Б) ихний дом Замените слова и словосочетания фразеологизмами 38. Быть готовым к войне. 39. Сильный шум и гам. 40. Очень точно. 41. Без особых талантов. 42. Исчезнуть. 43. Пользоваться результатами чужого труда. Ответы к контрольному тесту № 12 1-В 2-Б 3-Б 4-Б 5-Б 6-Б 7-А 8-Б 9-А 10-В 11-А 12-Г 13-А 14-Б 15-Б 16-Б 17-Б 18-Г 19-А 20-А 21-Б 22-А 23-Б 24. Все видевшие эту картину, не могли не возмутиться. 25. Есть немало произведений в мировой литературе о детстве писателя. 26. Жителям пострадавшего от засухи района была оказана помощь. 27. Пользуясь калькулятором, можно быстро произвести расчёт. 28. На новом предприятии имеются вакансии. 29. После суда опальный поэт был отправлен в Сибирь, где находился долгие годы. 30-Б 31-Б 32-Б 33-А 34-А 35-Б 36-Б 37-А 38-держать порох сухим 39-Содом и Гоморра 40-не в бровь, а в глаз 41-не хватать звёзд с неба 42- кануть в Лету 43-чужими руками жар загребать
Категория: Контрольные тесты | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 3377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar