Главная » Статьи » Конспекты уроков

Орфоэпические нормы русского литературного языка
Предмет: Русский язык Тема занятия: «Орфоэпические нормы русского литературного языка». Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. Вид занятия: дискуссия. Цель занятия: формировать знания о нормах литературного языка. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного литературного русского языка. Обучающая: повторить сложные вопросы орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; систематизировать и обобщить знания об особенностях ударения в разных частях речи. Развивающая: развивать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы. Воспитательная: воспитывать в студентах чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи. Межпредметные связи: Иностранный язык (немецкий, английский, французский), литература, материаловедение. Формировать общие компетенции : ОК.1- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК.2 – организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК.4- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК.6 – работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем; ОК.7 – ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. знать/понимать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Обеспечение занятия 1. Методы и приёмы: • - слово преподавателя; • - устный опрос; • - сообщения студентов; • - работа с учебником; • - выполнение тренировочных упражнений; • - работа со слайдами • - самостоятельная работа студентов. • рефлексия, оценка собственной деятельности. 2. Наглядные пособия: -Мультимедийный проектор; • - презентация по теме; • - высказывания о значимости языка; 3. Раздаточный материал; • Памятки; • орфоэпические словари; • тестовые задания. Литература. 1. Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 1988. С.20. 2. Борисенко Н.А. Орфоэпическая разминка / Русский язык, № 43, 2004. 3. Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru./2007/20/34.pdf 4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2007. С.5-14. 5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Русск. яз, 1998. 6. Орфоэпические нормы (ЕГЭ 2010 г.). Приложение к "Методическому письму "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования". С. 25-29 - http://www.fipi.ru/ binaries/937/rusmp2009.doc. 7. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 8. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998. С. 90. 9. Юминова Е.В. "Орфоэпическая разминка для старшеклассников" /Русский язык, № 05, 2007. С.24-26. 10. Юминова Е.В. Маленькие тесты по орфоэпии. /Русский язык, № 16, 2009. С. 21-25; № 19, 2009. С. 16-20. 11. Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17. 12. Языкознание Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 351. Содержание занятия 1. Орг. момент.(2-3мин) -Приветствие; -проверка отсутствующих студентов по рапорту старосты; -озвучивание темы и целей занятия; -чтение высказываний. 1слайд …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев- Марлинский. Орфоэпия и фонетика-важная сторона литературного языка. Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. Р.И. Аванесов 2слайд 2. Актуализация уже имеющихся знаний студентов по теме “Орфоэпия”(3 минуты) Что понимается под понятием ударения? (с силой выделение звука) Какие звуки бывают ударными? (гласные) Что такое слог? (сочетание гласного и согласных) Какие слоги вы знаете? (открытые и закрытые) Как называется раздел лингвистики (языкознания), занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (орфоэпия) 3.Обобщение, углубление знаний студентов по теме занятия (50минут) Слово преподавателя. Орфоэпия и фонетика - важная сторона литературного языка. Известный ученый-лингвист Р.И.Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. (студенты записывают в тетрадь тему занятия). Проблемная ситуация. - В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните: "Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися"". Как ведет себя царевна? Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка? "И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была". А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь? "Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:" Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения, систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий. Лекция преподавателя с элементами беседы. (студенты записывают в тетради фрагменты лекции). Орфоэпия (от греч.orthos "простой, правильный" и epos "речь") - раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. 3 слайд Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения - орфоэпические нормы - и охраняет их. Прочитайте вслух: Торты, кухонный, арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека. А где мы можем проверить правильность произношения данных слов? (в орфоэпических словарях ) Произносите правильно: ТОрты, кУхонный, арАхис, баловАть, гЕрбовый, донЕльзя, красИвее, давнИшний, квАртал, Иконопись, откУпорить, еретИк, диспансЕр, обеспЕчение, дремОта, знАмение, завИдно, опЕка. 4слайд - Почему так сложно бывает выбрать, где сделать ударение в слове? Помогают нам в этом разобраться-словари, из которых мы черпаем нужную для нас информацию. И в этом нам помогают орфоэпические словари, где собраны все трудные произношения и ударения слов. Очень часто в знакомых для нас словах мы допускаем орфоэпические ошибки, а происходит это потому, что мы редко заглядываем в орфоэпический словарь. Сообщение студента. (1 человек при подготовки к уроку проводил исследования об особенностях русского ударения ). - Не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Причины этого явления можно объяснить по-разному, например, иногда сказывается влияние просторечия или диалекта. Словарный запас, которым владеет обычный человек, ограничен. Даже словари, содержащие сведения о произношении и ударении, не охватывают всей лексики русского языка, так в "Орфоэпическом словаре русского языка" под ред. Р.И. Аванесова зафиксировано около 63 500 слов, а в "Словаре ударений русского языка" под ред. И.Л. Резниченко - 10 000. Произношение в языке меняется быстрее всего, на смену одним фонетическим закономерностям приходят другие. Вот почему многие слова, если обратиться к словарям и справочникам (именно они станут нашими незаменимыми помощниками), имеют в настоящее время варианты произнесения. Так, в "Словаре ударений русского языка" под ред. И.Л. Резниченко равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: Августовский и августОвский, одноврЕменно и одновремЕнно, твОрог и творОг, террор [тэ и те], декольтированный [дэ и де]. А в "Орфоэпическом словаре русского языка" под ред. Р.И. Аванесова существует ещё и разграничение основного и допустимого вариантов. Помета доп. (допустимо) сопровождает менее желательный вариант нормы, который тем не менее находится в пределах правильного, например: декан, -а [д'э], доп. [дэ]. В экзаменационных тестах обычно используются те слова и формы, что соответствуют нормативному подходу. Однако на наших занятиях мы будем встречаться и с вариантами, которые в словарях сопровождаются пометами разг. (разговорное) и прост. (просторечное), если же при выполнении задания мы столкнёмся с выбором произносительного варианта, то в качестве правильного ответа может быть принят только основной вариант. Далее я проанализировала ряд слов. В орфоэпии обращается внимание на ударение и на "литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний" Ударение - выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности. Поскольку слог в русском языке образуют гласные звуки, то они и называются ударными или безударными. С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс- Атлас, замОк - зАмок, мукА -мУка, трусИт - трУсит, погужЁнный - погрУженный. Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: ношУ - нОшу, кружкИ - крУжки, стрелкИ - стрЕлки, белкИ - бЕлки, клубЫ - клУбы, окунИ - Окуни, дОрог - дорОг, - а также с разными формами одного слова: косИте - кОсите, носИте - нОсите. Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист - семейство лАвровых (научн.). Из вышесказанного можно сделать вывод,что . Русское ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы: арЕст, вОгнутый. 2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным:удАрю, удАрим, удАрите. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным: вЫрастить— вырастАть, домА — дОм. Справка Русское ударение: -Силовое (с силой выделяется слог в слове); -разноместное(может падать на разные слоги); -подвижное (может падать в формах одного и того же слова на разные слоги) 5слайд (запись студентами в тетрадь) - Вы все изучаете иностранные языки,(немецкий, английский), а в чем особенность орфоэпических норм в этих языках? Миниисследовательская работа (1 человек при подготовки к уроку проводил исследования ряда слов. Работая со словарями, ему необходимо было выяснить разноместное ли ударение в английском, немецком и французском языках). С помощью орфоэпического и этимологического словарей , я проанализировала ряд словарных статей. Мной были выписаны слова заимствованные из английской, немецкой и французской лексики. Французский язык: абонемЕнт, жалюзИ, бензИн, букинИст, амплУа, вернисАж, трельЯж, тротуАр. Немецкий язык: Айсберг, бухгАлтер, вАльдшнеп, вАфля, трАсса, трЮфель, почтмЕйстер, гроссмЕйстер. Английский язык: автОбус, бИзнес, брОкер, снАйпер, щОумен, фокстрОт, тУмблер, бюджЕт. Вывод: Работа с памятками Продолжение лекции. Давайте рассмотрим те правила постановки ударения, которые значительно могут облегчить нашу жизнь. Обращаю ваше внимание на те памятки, которые лежат у вас на столах. Особенности ударения в разных частях речи Имя существительное. У существительных встречается разновидности передвижения ударения: 1. С окончания в формах единственного числа на основу в формах множественного числа: колбасА — колбАсы, колбасЫ — колбАс. 2. С основы в формах единственного числа на окончания падежных форм множественного числа за исключением именительного падежа: нОвость — новостЕй. 3. С основы в формах единственного числа на окончание в формах множественного числа: слОво — словА, слОвом (Т.п.) — словАм. 6слайд Имя прилагательное. В именах прилагательных проблемы возникают с постановкой ударения в кратких формах: 1. У многих слов место ударения сохраняется достаточно последовательно: воспИтанный, воспИтан, воспИтана. 2. Перемещение ударения с основы на окончание наблюдается в формах женского рода при сохранении места ударения во всех других: дЕрзкий, дЕрзок, дерзкА. 3. Существуют варианты с ударным окончанием в кратких формах множественного числа: блИзкий, блИзок, близкА, блИзко, блИзки и близкИ. Не так давно единственно правильными формами считались прОсты, прАвы, вЕрны, сегодня происходит смещение ударения в этих словах: вернЫ, правЫ, простЫ. 7слайд Причастие. Перемещение ударения характерно для кратких форм страдательных причастий: 1. При наличии суффикса -ённ- лишь формы мужского рода сохраняют ударения полного причастия: заплетённый — заплетён, заплетенА, заплетенЫ. 2. Причастия с суффиксом -т- обладают нестабильным ударением: добЫтый, добЫт и дОбыт, добЫта, добЫто и дОбыто, добЫты и дОбыты. 3. Если глагол, от которого образовано причастие, имеет ударный суффикс -о-, -ну-, то ударение в причастии переходит на первый слог: согнУть — сОгнут, колОть — кОлотый. 8слайд Глагол. В глаголах затруднения с постановкой ударения возникают: 1. В формах прошедшего времени, где оно либо сохраняется на том же слоге, что и в инфинитиве: бросАл — бросАть, бросАла, бросАли; либо перемещается на иные слоги. Чаще всего ударение переходит на окончание в формах женского рода: позвАть — позвАл, позвалА, позвАло, позвАли. 2. Во многих возвратных глаголах в формах прошедшего времени ударение располагается на окончании: принЯть — прИнял, принялА, прИняло, прИняли — принЯться, принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь. 3. В глаголах, оканчивающихся на -иться, имевших исконное ударение на корень, происходит закрепление новой нормы с ударным суффиксом -и-: искрИться, лоснИться, гнездИться. Трудность представляют глаголы с суффиксом -ирова-. Часть из них имеют исконное или давно закрепившееся ударение на -ировать: анализИроватъ, идеализИровать, рецензИровать, другие сохраняют ударение на последнем слоге: формировАть, премировАть, бомбардировАть. 5. Следует запомнить ударение в некоторых глаголах: баловАтъ — балУю — балУешь, блокИровать, исчЕрпать, костюмировАть, откУпорить, облегчИть, освЕдомить, предвосхИтить, принУдить, предложИть, углубИть, ходАтайствовать. 9-10 слайд Миниисследование : Терминологическая лексика с точки зрения ее произношения. (1 человек при подготовки к уроку проанализировал орфоэпические нормы слов связанных с кабелестроением). Зрительный диктант с терминологической лексикой КАбель, 4.Тренировочные задания на закрепление (30 минут) Обратимся к учебнику выполним упр.№ (самопроверка) Пользуясь словарем исправьте ошибки в словосочетаниях подать ходатАйство на гербОвой бумаге, стала еще красивЕе, огромные бантЫ, сотрудники будут премИрованы, заклЮчим договор, средствА воротЯтся, дАвнишний кАталог, развитее логического мЫшления. Творческая работа (с данными словами составить минитекст 5-6предложений соблюдая орфоэпические нормы ) ЖалюзИ, избаловАть, посУл, кремЕнь, лИфты, кровоточИть, красИвее, нАбело, мизЕрный, путепровОд, фенОмен, стАтуя, факсИмиле, фОрзац, тОрты, украИнцы, пАмятуя, дремОта, пломбирОванный, облегчИть, цыгАн, включИт, газопровОд. ЖалюзИ, избаловАть, посУл, кремЕнь, лИфты, кровоточИть, красИвее, нАбело, мизЕрный, путепровОд, фенОмен, стАтуя, факсИмиле, фОрзац, тОрты, украИнцы, пАмятуя, дремОта, пломбирОванный, облегчИть, цыгАн, включИт, газопровОд. 11 слайд тестовые задания Проверь себя 1. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а) безУмолчный б) ворожеЯ в) гЕрбовая г) жАлюзи д) бАлованный 2. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а) нЕмощный б) завсегдатАй в) взЯла г) позвОнит д) мЕльком 3. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а) договОр б) алкогОль в) ходатАйствовать г)нерпА д)ненЕцкий 4. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно. а)упрочЕние б)филателИя в)досУг г) дремотА д)коклЮш 5. В каких словах ударным является третий слог? а) договор б) донельзя в) бюрократия г) лифтовой 6. В каких словах ударным является первый слог? а) начался б) корысть в) камбала г) плесневеть 7. В каких словах ударным является второй слог? а) пломбиророванный б) диспансер в) некролог г) пуловер 8. В каких словах ударным является второй слог? а) пригубить б)щавель в)квартал г)статуя 9. В каких словах ударным является третий слог? а) поедом б) туника в) мастерски г) откупорить 10. Найдите слова, для которых характерно вариативное ударение. а) кулинария б) исчерпать в) мышление г) творог 12-15слайд Взаимопроверка студентов Ответы. 1 – б, в 2 – а, д 3 – а, б, 4 – б, в, д 5 – а, в, г 6 – в, г 7 – г 8 – а, б, в, 9 – а, в 10 – а, г После чего студентами выставляются оценки «5»-10-9 прав. ответов «4»-8-7 прав. ответов «3»-6-5 прав. ответов «2» менее 5 прав. ответов 16слайд 5. Рефлексия.(5минут) Итак, подведем итоги. Сегодня на занятии мы с вами обобщили знания о разделе лингвистики под названием «Орфоэпия». Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым признаком культурной, грамотной речи. - На что необходимо обратить внимание при выполнении задания теста из раздела «Орфоэпия»? VI . Оценка собственной деятельности. -Какие трудности могут у вас возникнуть при выполнении задания из этих разделов? - Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия»? - Какой материал из этих разделов вы хотели бы закрепить еще раз? 6. Домашнее задание: выполнение тренировочных заданий в рабочих тетрадях стр.17-20
Категория: Конспекты уроков | Добавил: oliakochergina2017 (18.09.2017)
Просмотров: 2908 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar